В последние годы возросло число паломников, стремящихся посетить Святые места. Путешествия совершаются группами, семьями, индивидуально. Вокруг этих потоков паломников возникла целая индустрия обслуживания, предоставляющая всевозможные услуги: транспортные, гостиничные, экскурсионные. Появились специалисты — гиды, повторяющие хорошо поставленным голосом вызубренные тексты о событиях, происходивших в библейские времена. На первый взгляд теперь может показаться, в чем разница между паломником и туристом?
За всей этой суетой как-то отошли на второй план истинные цели паломничества, такие как поклонение святым местам и христианским святыням, духовное совершенствование, углублённое познание религии, получение благодати и исцеления.
Возникла необходимость разделить этот поток паломников на две категории: паломничество с религиозными целями и религиозный туризм. Паломничество и религиозный туризм понятия совершенно разные. Паломничество — это проявление и познание религиозной жизни. Религиозный туризм — это экскурсия по религиозным объектам, проявление мирской жизни.
Категория путешественников к святым местам определяется изначально в соответствии с поставленными целями. Например, путешествие с осмотром храмов, архитектуры и внутреннего убранства церквей, икон и церковной утвари, дегустация монастырской кухни, прогулка к целительному источнику — это характерные признаки религиозного туризма, явления полезного и познавательного для большинства обывателей, но не имеющей в своей основе духовной составляющей.
Истинное паломничество — это участие христианина в одной из форм церковной жизни. И начинаться духовная жизнь верующего должна не с паломничества, к которому он ещё не готов — а с осмысленного прочтения Евангелия, с покаяния и причастия! Только в этом случае верующий способен правильно оценить и осмыслить информацию, которую он получит в результате паломничества.
Не будет лишним получить напутствие священника. Полученные знания помогут не обращать внимания на второстепенные события, не имеющие никакого отношения к религиозной жизни, разглядеть за ними главные составляющие христианской веры, глубоко прочувствовать и пропустить через себя духовные ценности православия.
Многие делятся опытом о том, как они приобщились к церковной жизни. Съездили по совету знакомых в Иерусалим или Троице-Сергиеву Лавру, побывали на пасхальных богослужениях, и якобы почувствовали себя воцерковленными.
Скорее всего, эти люди глубоко заблуждаются. Чтобы истинно приобщиться к церковной жизни, необходимо изучить и принять сердцем опыт и традиции христианства, смириться перед его правилами и соблюдать их. Должно посещать богослужения, исповедоваться, причащаться, изучать историю православия и житие святых.
Сегодня вокруг церкви много случайных людей, которые хоть и называют себя верующими христианами — но по сути таковыми не являются. Они не принимают участия в церковной жизни, приходят в церковь только по великим праздникам, и лишь потому что это сейчас стало «модным». Они не соблюдают основополагающие христианские заветы, обычаи и традиции. Для них православие не более чем красивый атрибут, подобный модному галстуку или дорогому автомобилю. Такие люди не могут быть истинными паломниками. Их путешествия к святым местам может рассматриваться только, как религиозный туризм.
Тем не менее, паломничество является действенным инструментом духовного развития христианина, помогающим открыть глаза верующему на его недостатки и на силу Божию. Если человек в ходе паломничества испытывает бытовые неудобства, стойко переносит лишения и трудности, он начинает философски относиться к жизни, благодарить Господа за самые скромные благости: кусок хлеба или стакан воды. Только пройдя через эти испытания, преодолев трудности путешествия — можно по достоинству оценить паломничество.
Каждый христианин обязан сознавать, что хочет отыскать в этом путешествии его душа. Перед поездкой следует испросить благословения у священника, внимательно выслушать его советы. Священник может порекомендовать, на что обратить особое внимание во время путешествия, как вести себя в пути, какие меры предосторожности следует предпринять.
Что важно делать во время паломничества?
Не будет лишним перед паломничеством почитать книги об истории посещаемых святых мест, пообщаться с людьми, уже совершавшими паломничество к этим местам, изучить местные обычаи и традиции.
Не следует пренебрегать чтением молитв во время длительного путешествия, в том числе Иисусовной молитвы. В этом случае путешественник в полной мере почувствует себя настоящим паломником. В монастырь путешественнику следует прибывать с укрощёнными страстями, смиренно и покорно.
Приобщённый к церкви христианин обязан воспринимать паломничество, как важную составную часть своей религиозной жизни, как награду за честный труд, как ниспосланный Господом подарок. Паломничество не должно подменять участие в церковной жизни и повседневную духовную работу.
Паломничеством должны заниматься религиозные организации. А организацией религиозного туризма — туристические компании. В таких условиях у людей будет свобода выбора, в какие путешествия и с какими целями им отправляться.
comments powered by HyperComments