Типы судов в Херсонесе в Римский период, часть 22

Типы судов в Херсонесе в Римский период не имели единого эталона, как это и было прежде. Не было практически никакой разницы между грузовым либо рыболовецким судном. Все корабли, занимающиеся коммерцией, назывались «круглыми». В отличие от них, военная эскадра состояла из «длинных» кораблей. Фрагмент городского надгробия, датируемого II — III веками, позволяет нам реконструировать внешний облик плавательных средств. Сохранившееся изображение рисует нам мачты и реи двухпарусного торгового судна. Повторный парус был изобретен в римскую эпоху, хотя существовал и ранее у африканских речных рыбаков.

Картинка, показывающая типы судов в Херсонесе в Римский период
Типы судов в Херсонесе в Римский период

Такую конструкцию в виде прямоугольного паруса с дополнительным треугольником римляне переняли у мастеровитых простолюдинов. На это указывает Плиний. Гениальность изобретения очевидна. Основной парус ведет плавательное средство, а дополнительный небольшой мачтовый треугольник направляет судно, давая возможность ему маневрировать и легко поворачиваться вплоть до разворота. Кстати, именно подобные корабельные сооружения нередко встречаются на саркофагах апеннинцев. Типы судов в Херсонесе в Римский период начали приобретать совершенно иную окраску.

Понт Эвксинский в воспоминаниях Геродота

«Отец истории» Геродот с большой похвалой отзывался о Понте Эвксинском (Черном море), называя его достойным всякого удивления по прибрежной красоте и богатству. Но как известно, морское дело сопрягается с большой опасностью. Если не пираты, так водные стихии. Древние говорили: «утренний шторм на море портит весь оставшийся день».

Примечательно, что древние эллины прозвали Черноморский бассейн сначала «негостеприимным», но позже переосмыслили. Хотя некоторая доля правды в этом есть. Подводные искатели по сей день немало находят в севастопольских бухтах множество амфор и остатков пифосов. Все это следствие кораблекрушений.

Картинка греческих кораблей
Греческие корабли

Морские религиозные воззрения

Поскольку основным занятием таврических греков было мореплавание, то соответственно «морских божествам» уделялось особое внимание. Большой популярностью в народе пользовалась богиня Афина, именуемая «спасительницей». Она хоть и не имела прямого отношения к морю, но могла «даровать помощь» в любом месте. Афине ещё в III в. до Р.Х. на восточном мысе у входа в гавань Херсонеса была установлена великолепная статуя. Со временем, этой богиня мудрости стали приписывать роль защитницы морской торговли, моряков, гаваней и кораблей.

С морской стихией у эллинов связывалось представление о дальнейшей загробной жизни. В древнегреческой мифологии встречается легенда с интересным названием — «острова блаженных». Нахождение этого места приписывалось на краю Великого Океана. Уникальность этой легенды состоит в том, что она дает некоторую надежду на «макариос», т.е. блаженство, в отличие от вечно печального «царства теней» — аида. Описанный мотив виден в херсонесской надгробной эпитафии Главкиевой дочери Ойнанфы во II в. н.э.

Возможно, подобные воззрения не входили в «официальный» мифологический канон, однако надежда на спасение в народной памяти греков все же присутствовала. Вероятно, эту надежду в сознание колонистов привнесли римские либо восточные боги.

https://youtu.be/KqAipt3owYM

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх