Что представляла из себя Средневековая Феодосия (на том момент Кафа) в XIV столетии? Благодаря частично сохранившимся некоторым письменным и архитектурным источникам, можно приблизительно воссоздать картину города. Тем более, это уже не столь поздние времена, а письменность достигает своего рассвета. Благодаря четкой проверочной деятельности, предпринимаемой столицей купеческого государства над своими факториями, и, соответственно, внесенными по этому поводу данными в сохранившиеся и по ныне списки Генуи, можно представить себе поселение в следующем виде.
Цитадель и внутренние кварталы представляли из себя единый архитектурный монолит, неотъемлемый друг от друга. Кварталы имели чёткую планировку и равномерно разграничивались проездными путями. Главная улица вела от центральных ворот к городской ратуше. Больше всего Средневековая Феодосия была обустроена на Карантинном холме и его склонах.
Интересно, что генуэзцы приурочивали планировку, соответственно рельефу местности. Но четкость выполнялась только внутри цитадели, за ней же постройки носили преимущественно хаотичный характер. Некоторая неравномерность присутствовала и кварталах. Тем не менее, пространство вдоль дороги, ведущую в столицу ханства – Солхат была первое время пустующей, согласно распоряжению властей (хотя и её позже плотно застроили).
Только к окончанию означенного столетия окончательно завершилось строительство сети оборонительных укреплений. Они имели вид полукольца, обращенного в сторону сухопутных степей. Интересно, что итальянцы возводили крепость подальше от существующих построек, предвидя возможное возрастание города в числе жилых домов из-за постоянного притока все новых и новых переселенцев. Так, факториальная площадь выросла до 82 гектаров, увеличившись в 8 раз.
Цивитас, бурги и антибурги
Колония условно разделялась на три части: центр («цивитас»), жилые кварталы («бурги») и загородные постройки («антибурги»). Эта схема, сложенная ещё в конце описываемого столетия, имело место в жизни граждан вплоть до первого присоединения Крыма к России.
Со временем, «бурга» настолько застроилась, что стала иметь свою собственную прямоугольную рыночную площадь (не больше не меньше, имевшую 4,6 гектара). Пригород был настолько обширный, что своей площадью слегка превышал внутригородское пространство. Он равнялся сорока трем с половиной гектара. Вообще, центральные власти мало заботились о «правильности» окраин. Да это и не представляло возможным из-за рельефа местности и новых граждан.
Когда население города стало совершенно пёстрым, то начала замечаться тенденция к обособлению общин друг от друга. Люди объединялись вокруг своей народности, где центром сплочения для них являлась религиозная община. Появляются разнокультовые сооружения, вокруг которых как грибы вырастают частные постройки. Так, появились латинский, греческий, армянский, еврейский (раввинистический и караимский) и тюркский кварталы.
Площади м улицы многонационального поселения украшались христианскими храмами, были богаты мусульманскими мечетями с минаретами, иудейскими синагогами и караимскими молельнями. Христианская община была представлена ортодоксальными (православными), армянскими (григорианскими), католическими и даже униатскими армяно-католическими храмами. Хочу заметить, что город был духовным центром двух епархий римско-католической и армяно-григорианской церквей. Позже, активно подключилась и греческая православная община Константинопольского патриархата.
comments powered by HyperComments