Княжество Феодоро. Мангуп-Кале, часть 3

Княжество Феодоро. Становлению государственности предшествовало владычество хазар на Крымском полуострове в IX веке. Но Хазарский каганат полностью утрачивает свое политическое влияние в гористой части Тавриды, а вскоре и вовсе уходит из полуострова. На континенте начинаются восстанавливаются былые связи с византийскими императорами. Херсон (ныне развалины древнего городища Херсонес в Севастополе) вновь становится центром жизни на Причерноморье, как это было в античные времена. В этот город был откомандирован стратег – ставленник государя, который производил правление от его лица на всем южном побережье Крымского полуострова.

Изображение мыса Мангуп-Кале
Мыс Мангуп-Кале

В XII веке случилось небывалое: под натиском турков-сельджуков, после погромов крестоносцев и из-за внутренней неразберихи, великая Византия раскололась на четыре независимых государства: Латинскую, Никейскую и Трапезундскую империи и Эпир. Имея большие торговые, культурные и социальные сношения именно с Трапезундом, полуостров оказался в сфере его влияния.

Всеобщая неразбериха крушения империи и последующий её передел привел к разладу политической обстановки и в земле Тавров. Бывшие византийские колонии оказываются незащищенными и часть из них подпадает под власть мощного и молодого Генуэзского государства. Вся прибрежная акватория, после вооруженных столкновений, по мирному договору переходит под их власть. Наследникам Константинополя остается в наследие лишь горная часть Крымского полуострова. Эти территории смогли сохранить свою независимость и открытое православное вероисповедание. Молодое государственное образование окончательно зарождается в конце XII века.

Внутриполитический кризис Нового Рима продолжался, и наместники государя начали терять реальную власть. Это случилось и в Малой Азии, тоже произошло и в Готии. Расквартированные в Херсоне стратеги, а после архонты, постепенно были ограничены во влиянии на местных феодалов. Последние набирали силу, когда первые её утрачивали. Среди новоявленных князей на первый план вышли мангупские. Это произошло не спонтанно и не силой захвата, этому способствовало ряд событий, которые протекали продолжительное время. Например, ещё до появления феодоритов, мангупские правители имели титул топарха.

Княжество Феодоро на стыке интересов. Начало проблем

Христианское княжество Феодоро было неудобным как для католиков-генуэзцев, так и для крымских ханов. Однако главным врагом оказались не они. Со стороны Черного моря прибыли орды турок. Земли Крыма им оказались тоже по душе. Османы, окончательно добив Византийскую империю, пришли и на Северное Причерноморье. В течении года им удалось сломить сопротивление итальянцев и местных татар. Последним оплотом христианского государства оставался Мангуп, но и он тоже после пятимесячной осады пал.

Христианское население продолжало существовать и после падения своего государства. Территории былого княжества были населены разнообразными народами: греками, готами, потомками алан, армянами. Все они были христианами.

Греческие, готские и армянские поселения были житницей Крымского ханства, которое, ввиду вассалитета, вынуждено было платить большой налог Оттоманской Порте. Поскольку именно эти покоренные христианские народы сохраняли славные традиции и высокий навык в деле сельского хозяйства, особенно виноградарства, садоводства и хлебного промысла, были превосходными ремесленниками и активными торговцами, то на их плечи и легло основное бремя сборов.

Фото пещерного дома княжество Феодоро

Происходила сильная ассимиляция местных христиан в исламскую культуру. Запрещено было строить церкви и монастыри, производить колокольный звон, иногда даже открыто посещать богослужения. Многие святые были утрачены, а храмы сожжены. На Крымском полуострове была своя Святая Гора – Аю-Даг (её сейчас часто переводят, как Медведь-гора), располагавшая сорока храмами и монастырями. Все они были уничтожены. Повсеместно насаждался мусульманский быт, начиная от языка и кончая вероисповеданием.

Помимо всего прочего, существовал и ряд других ограничений, сильно бивших по почти всегда высокому материальному состоянию греков и армян. На «немусульман» были возложены многочисленный дополнительные подати. Существовал даже налог «на право ношения головы».

Ввиду таких тяжелых обстоятельств, чтоб сохранить веру, быт, культуру и собственную жизнь, была предпринята попытка ухода христиан из своих давно обжитых земель. И это, с Божией помощью, удалось, когда Екатерина Великая откликнулась на зов помощи (не без государственных, конечно, интересов) со стороны угнетенных православных греков и монофизитов армян, выделив для них значительные средства и военную помощь на достижение поставленной цели.

Так, традиции Византии, перекинувшиеся на княжество Феодоро (которое, кстати, немного пережило падение древнего Константинополя), частично сохранились у вышедших народов на территорию Российской Империи. Приазовские греки и донские армяне продолжают существовать и по сей день. Но а мы возвращаемся к нашим страницам истории.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх