Кафедра с тысячелетней историей — Боспорская епархия (Пантикапей)

Фото акрополя Пантикапея, Боспорская епархия
Пантикапейский акрополь

Боспорская епархия – древняя церковно-административная единица на территории Крыма, подчиненная Константинопольскому патриархату. Наряду с Херсонской (Херсонеской) считается древнейшей на полуострове. Её центр находился в древнем греческом полисе Пантикапее (нынешний Керчь) — столице Боспорского царства. Возникла в самом начале IV века и просуществовала, предположительно, до конца XIV – начала XV столетия.

Подписи боспорских епископов, как и многих других крымских, стоят под оросами (догматическими определениями) Вселенских, Поместных и других Соборов Вселенской Ортодоксальной Церкви. Уже на Первом Вселенском Соборе в Константинополе в 325 году, присутствовали херсонский и боспорский епископы.

Вероятно, что под покровительством владыки Пантикапея, находились все приходы государства, территория которого распространялась на керченский полуостров, Тамань, южные рубежи Азовского побережья (вплоть до Танаиса) и северо-восточные границы Черного моря (предположительно до Анапы).

Епархия просуществовала более тысячи лет, наряду с херсонской. Наследие её значительно и велико, но сведений о ней сохранилось мало. Виной этому, многочисленные набеги степных кочевых и пришлых народов.

Сохранились данные, что вселенский учитель Православной Церкви, составитель Литургии, великий каппадокиец и предстоятель Константинопольского престола архиепископ Иоанн Златоуст поставлял на Боспорскую кафедру епископов. Известно об неком Униле, который был поставлен святителем в предстоятели «для готов» — народа, принявшего христианство. Таким образом, недавно свирепый языческий народ начал просвещаться светом Христова учения.

Боспорская епархия, предстоятели

  • Епископ Кадма (или Домна, согласно сирийскому списку) – Первый Вселенский Собор.
  • Некий архиерей — участник Никомедийского Поместного Собора.
  • Епископ Евдоксий – Константинопольские Соборы 448 и 459 годов. Этот же епископ участвовал в так называемом Эфесском «разбойничьем» соборе, состоявшемся в 449 году, решения которого были отвергнуты, в последствии, Вселенским Православием и осуждены. Многие епископы того собора отозвали свои подписи.
  • Епископ Иоанн – участник двух Константинопольских Соборов, собиравшихся в 518 и 536 годах.
  • Епископ Андрей направил своего легата, диакона Давида, для участия во VII Вселенском Соборе в 787 году, утвердившем иконопочитание.

Согласно сведениям Псевдо-Епифания, Боспорская кафедра возвышается до статуса автокефальной архиепископии с конца VII столетия. Несмотря на последовавшее в скором времени нашествие хазар, Пантикапей оставался процветающим городом. Наряду с этим, кафедра также возвышалась. Для священников епархии существовала благодатное поле для проповеди христианства среди соседних племен, в том числе и хазар. Проходило это, правда, под протекторатом херсонских епископов. Немало представителей этого народа приняли христианство, хотя, к сожалению, официальные власти, в итоге, склонились к иудаизму.

XIII век для боспорцев был ознаменован тяжелыми, кровопролитными событиями. Сначала татаро-монголы, а потом ногайцы в 1299 году разрушили древний полис. После последних, от города уцелела лишь кафедральная церковь Иоанна Предтечи. Тем не менее, ещё до нашествия кочевых племен, в том же веке Боспорская архиепископия возвышается до статуса митрополии. Это было характерно для нескольких крымских епархий.

фото руин Пантикапея
Пантикапей

Началом конца для митрополии становится появление венецианских, а вслед за ними генуэзских колоний во второй половине XIII века, и их поочередный захват черноморских факторий. Боспор подпадает под власть колонистов и в нем начинается активная проповедь папских легатов. Возможно, в этом городе она имела более широкий размах, поскольку именно здесь была учреждена в XIV веке уже латинская митрополия, которой был подчинен католический епископ Херсонеса (Херсона).

Однако православные греческие приходы продолжают существовать. Православие у греков «в крови» и они крайне неохотно шли на заключение унии с Римом. Что, вскоре, и провалилось, в конечном счете. Однако, Боспорская епархия всеже исчезает из списков епархий Константинопольского патриархата.

Обнищавшие православные приходы Боспора были переподчинены Сугдейской (Судакской) епархии в конце XIV – начала XV века. Боспорская епархия прекратила свое самостоятельное существование.

 

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх