Херсонская епархия, часть 31

К концу IV столетия образовывается Херсонская епархия (Херсонесская). Это подтверждается подписью на оросе II Вселенского Собора, собравшегося в столице в 381 году против ереси духоборца Македония, херсонесского епископа священномученика Еферия. Археологические находки подтвердили факт появления новой епархии, найдя в портовой части городища костяное навершие архиерейского жезла, с сохранившейся надписью «епископ Христов града Херсонеса». Выгравированная запись датируется концом IV — началом V веков. Христианизация города пошла полным ходом.

Фото: христианский базиликальный храм
Христианский базиликальный храм

Естественно, что к концу означенного столетия, в городе уже существовала немногочисленная христианская община. В полисе нашлось место не только ортодоксальному христианству, но и различным течениям, например, монофизитству. Помимо разночтений в почитании Иисуса Сына Божия, они имели и своеобразные литургические практики, такие как печение просфор с двенадцатью крестами и другое.

Полис вместил в себя и другие ранее ему неизвестные конфессии, например, иудаизм. Согласно найденному изображению «меноры» (подставки для семи свечей) с соответствующими надписями древнегреческом и иврите, можно предполагать, что функционировала иудейская община.

Херсонская епархия в качестве миссионерского центра всей Таврики

К концу VI века мирная христианизация Херсонеса достигла такого успеха, что город стали справедливо считать миссионерским центром всей Таврики и даже за ее пределами. Полис могу ковать за своими обширными надежными оборонительными стенами талантливых проповедников, способных словом убеждения склонить языческую тьму к свету Христову.

Изображение "Уваровской" базилики
«Уваровская» базилика

Город становится и паломническим транзитным пунктом на морском пути к Святой Земле. Об этом свидетельствует некий архидиакон Феодосий, живший в конце VI века. Достоверно известно, что в описываемое время на столетие раньше в городских стенах размещался странноприимный дом (вероятнее всего недалеко от центральных городских ворот), который окормлялся храмом святого Фоки, о жизни которого ничего не известно. Там раздавались «евлогии» — глиняные кружки с испеченными хлебцами, на макушке которых были отпечатанные образа упоминаемого святого с сопутствующими словами: «благословение святого Фоки, покровителя нищеприимного дома Херсона». В богатом Портовом районе городища был найден одни из глиняных штампов с именем св. Фоки. Кроме того, найдены штампы с благословением св. Георгия и св. Феодора. Обнаружен даже штамп с именем св. Лонгина Сотника, воина, бывшего при страданиях Христа на Кресте. Уверовав, он стал первым епископом Каппадокии.

Как Херсонская епархия в будущем повлияла на крещение Руси?

Херсонес просуществовал почти две с половиной тысячи лет, среди которых более одного тысячелетия он был христианским. На небольшом мысу, который греки просто назвали «полуостров» (именно так переводится Херсонес) очень долгое время возводились катакомбные церкви и усыпальницы, крестовокупольные храмы и баптистерии (крещальни), базилики и часовни, водружались на площадях и перекрестках кресты, привозились иконы и церковная утварь.

Активная христианизация Херсонеса сделала его проводником распространения Истины на варварскую степь, апогеем которого стало принятие русским князем Владимиром со своей свитой святого крещения, вылившегося в просвещении всей Руси. Город получил статус опорного пункта миссионеров, приобрел славу малого паломнического центра. А эта похвала дороже всякой иной почести. Принятие херсонеситами Христа отразилось и на бытовой культуре, которая в корне стала меняться. На смену пошлому приходит чистый целомудренный фундамент.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх