Готско-Каффская митрополия. Последние епископские кафедры Крыма

В результате значительного давления морального и материального, христианские общины Крыма медленно таяли, а их многочисленные храмы и монастыри были отданы на поругание. Такую же участь постигли и малоазийские церкви, и практически весь Ближний Восток. Готско-Каффская митрополия начинает понемногу таять. Данная тенденция была свойственна на то время во всем исламском мире во взаимоотношениях с иноверными, несмотря на то, что официальные власти, и издаваемые ими грамоты, были более лояльны. И в нынешний час, ситуация особо не изменилась. И это факт. Хотя бывали и исключения.

Готско-Каффская митрополия - фото места её нахождения
Закат на юго-востоке Крыма

Епархии Тавриды, под руководством константинопольского престола, было решено объединять из-за их сильного упадка. Резко сократившееся число храмов уже не нуждалось в таком количестве административных центров. Сначала объединили Сугдейскую митрополию с Кефайской (Кафской). После разрушения первой, к Кафе присоединили Фулльскую, которая ранее была срощена с погибшей Сугдейской. И, наконец, Кефайскую епархию примкнули к Готфийской. Это было последнее объединение, поскольку дальше идти было некуда — на полуострове осталась одна лишь архиерейская кафедра. Новой митрополии, которую образовали в 1678 году, дали название – «Готфийская и Кефайская» или Готско-Каффская митрополия.

Резиденция готских митрополитов располагалась уже не на Феодоро – столичном граде одноименного княжества (древнем Доросе), а в мужском монашеском общежитии, которое чудом сохранилось от разрушения – в Свято-Успенском монастыре. Чудо состояло в том, что эта обитель располагалась всего лишь в двух километрах от ханского дворца в городе Бахчисарае. Это уникальный случай в мировой истории, когда монастырь выжил в исламского столице (Крымского ханства). Для справки: монастырь ныне действующий и о его святынях можно прочитать здесь.

Сохранился список городов, которые входили в объединенную епархию. Это фирман султана Мустафы, который был издан в 1759 году. Готско-Каффская митрополия имела под своим омофором следующие немаловажные города:

  • Мангуп (бывший Феодоро, древний готический Дорос);
  • Кефа (или Кафа, прежняя греческая и нынешняя Феодосия);
  • Балаклава (бывшая генуэзская крепость Чембало);
  • Сугдея (современный Судак);
  • Азов.

Султанский «фирман» выделил для митрополии значительные льготы и некоторые гарантии, которые, к сожалению, не были выполнены на более низком уровне – со стороны местной крымской знати. Как сейчас, так и раньше, жизнь во многом разнилась от записей на бумаге. Турецкие чиновники имели привычку злоупотреблять, данной им властью. А пожаловаться, особо было некому.

Готско-Каффская митрополия и её предстоятели

  • митрополит Парфений — упоминается в 1721.
  • митр. Гедеон — его резиденция точно находилась в Успенском Мариампольском скиту близ Бахчисарая;
  • митр. Игнатий (св. Игнатий Мариупольский) – прозванный «Моисей» таврических греков и армян, последний греческий епископ Крыма, носил титул «митрополит Готфский и Кефайский» до самой смерти, не смотря на уход в российское пространство и принятие русского подданства.

К слову сказать, основной причиной религиозного падения большого числа крымских христиан было даже не открытое гонение, которое они ревностно пережили в период первых лет завоевания Тавриды османами, а пришлый с татарским народом быт. Потеряв господствующее положение в Крыму, христиане постепенно теряли свою культуру, а главное – язык. Происходила сильная ассимиляция местных христиан греков, готов и армян. По словам архимандрита Арсения, спустя три столетия после высадки оттоманского десанта у берегов Кафы (где находилась Феодосийская митрополия), греки настолько утратили свой язык, что митрополит Игнатий, в конце XVIII столетия, был вынужден произносить проповедь на языке татар.

Фото Феодосийского собора. Феодосийская митрополия.
Храмы Феодосии

Не скрою и тот факт, что материальное давление было довольно высоким. Хоть на полуострове крымские ханы и не вводили законы шариата, но тем не менее инославные подданные обязаны были платить дополнительные подати и сборы. Существовал даже налог на «право ношения головы». Естественно, были и некоторые христиане, которые соблазнились, либо не выдержали подобного давления и постоянного унижения, и открыто принимали ислам.

Кроме того, практически полностью отсутствовала какая-либо система образования. Ещё с XVII века, все правящие митрополиты были не из числа местных правоверных, а присылались из архипелага, поскольку достаточно образованных кандидатов на такую важную должность просто не находилось, хотя не так давно ещё дышала учеными людьми Феодосийская митрополия.

После кончины иерарха Гедеона в 1769 году, через два года на благословенную таврическую землю, по указанию константинопольского патриарха, прибыл митрополит Игнатий. Его прибытие совпало с очередной русско-турецкой войной. Османские власти стали подозревать христиан в пособничестве русским войскам и усилили давление на них. Будучи к тому времени уже 60-ти-летним старцем, святитель, видя бедствующее положение верующих во Христа, принимает неординарное и грандиозное решение – вывести из места угнетения всех христиан, подобно тому, как это сделал с евреями в Египте Моисей. Об этой, читайте далее.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх