Философия в Боспоре, часть 16

Боспориты были далеко не непросвещенной нацией. Существовали некоторые школы, училища, в которым могли образовываться дети зажиточных граждан. Временами, появлялись философы-самоучки, которые принимались за изучение неимущих детей. Надгробные надписи говорят о некоторых таких знатоках. Любителем всякой науки назван в I веке до Р.Х. молодой юноша Гелиодор. Известно имя некоего мудреца Гекатея. Неизвестно достоверно, кто он был. Предполагают, что вышел из «низов», будучи блестящим самородком. Некоторые видят в нем орфиста (одно из поздних эллинских религиозно-философских учений, адепты которого верили в блаженную загробную жизнь). Философия в Боспоре набирает обороты.

Картинка: философия в Боспоре

Философия в Боспоре в свете выдающихся мыслителей

В моральном сознании людей общественная объединенность начинает меркнуть и на её место приходят индивидуальные качества человека, его самосознание, личная ответственность перед обществом. Человек уже воспринимается не просто, как ячейка социума, а отдельная особь со своим образом мыслей, жизнью, нравственностью.

Небезызвестным окружающему региону был Стратоник — мыслитель и писатель конца I — первой половины II века по Р.Х. Он придает особое значение образованию, изучению наук, развитию мышления, ума и памяти. О нем известно, что он был сыном некоего Зенона и являлся депутатом законодательного собрания, философом либо учителем. А возможно, и все вместе. Его общественное положение было на довольно большой высоте. У него были некоторые частные владения и даже рабы. Но он перед смертью отпустил на волю, как-минимум, одного из них (а может и вообще всех – это точно теперь сказать никто не может). В память о такой добродетели своего бывшего хозяина, новоиспеченный гражданин воздвигает своему бывшему хозяину стелу с надписью. Она сохранилась по сегодняшний день.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх