Внешний облик Чуфут-Кале, часть 15

Внешний облик Чуфут-Кале судится по письменным источникам арабского путешественника Эвлия Челеби. Он указывает, что только в одной части поселения наблюдал двести домов, покрытых черепицей, раскинувшихся «промеж двух дорожных стен». Они каменны и хорошо облагоустроены. Но рядом с ними просачиваются взору путника вырубленные в скале пещеры, в который проживали бедняки. Все эти жилища, по его словам, принадлежали одинаково иудеям.

Изображение: внешний облик Чуфут-Кале
Внешний облик Чуфут-Кале

Последующие путешественники указывают на число домов, равняющиеся двумстам. Так, французский обыватель Жильбер Ромм, бывавший в здешних местах в 1786 году, как только Таврический полуостров был присоединен к Российской державе указом императрицы Екатерины II, указывает на более чем двести строений, отмечая их отличный вид. Внешний облик Чуфут-Кале был превосходен. О том же глаголет академик Паллас. Но он ушел ещё дальше, посчитав число жителей, количество который равнялось 1200 душам.

В конце позапрошлого столетия в Джуфт-Кале можно было ещё обнаружить много всецело сохранившихся домов. Об этом писал очевидец и путешественник Марков. Он указывал, что усадьбы стоят совершенно целые. В них не сгнили ни деревянные ставни, ни двери. Балкончики и не думали обваливаться. Лишь лавки имели запертые входы.

Нынешнее положение таково, что ограды, как и сами строения затянулись землей, поросли травой и кустарником. Но, не смотря на торжество природы, мы имеем возможность рассмотреть довольно правильную планировку улиц, их переулков и дворов. Сами усадьбы изучались пока не в полной мере. Основной акцент делали на оборонительные сооружения. Но, тем не менее, можно немного реанимировать образ прошлого. Так из чего же и как «иудеи» (так называли караимов окружные и пришлые народы) строили свои хижины?

Фото центральной улицы древнего городища
Центральная улица городища

Внешний облик Чуфут-Кале, планировка конца XVII века

Последняя планировка сложилась к концу XVII века. О благообразии жилых кварталов писал гахам караимов Шапшал: «Дома, за редким исключением, показывают нам то, что поселение имеет вид весьма оригинальный. Усадьбы, как-правило, двухэтажны и снабжены балкончиками. Их окна смотрят внутрь двора. Верхние этажи – жилые, а нижние применяются для загона домашнего скота, преимущественно ослов и лошадей. Там же хранят сельскохозяйственный инвентарь и съестные припасы. Помещения обогреваются примитивными печами — тандурами, которые устраивают на голой подвыкопанной земле посередине комнаты. Со стороны улиц и переулков тянутся сплошные заборы, весьма высокого размера». Стены состояли из тесаного камня, а их связующим материалом служила глина. Верхние этажи устраивали деревянными либо в композиции глины и дерева. Нередко, используя первые этажи лишь в качестве скотных сараев, для хранения провизии вырубали в скальном грунте прохладные подвалы.

Можно предположить, что архитектурный облик жилых строений носил печать «татарского зодчества» и местные жители подстраивались под обычаи господствующих тюрок. Но все в корне наоборот. Подобный тип обитаемых усадеб был известен ещё древним грекам-колонистам и был с покон веков широко распространен среди жителей Малой Азии и Европейских Балкан. Оттуда эта архитектурная особенность руками переселенцев-эллинов была перенесена на Таврику, где не только прижилась, но отлично и надолго сохранилась. Эту строительную традицию поддерживали, в том числе, христиане аланы и готы, добровольно подвергшиеся массовой романизации. Именно от них умение создавать такие удобные жилые хижины восприняли караимы и пришлые в XIII столетии тюрки-татары.

Вторая половина XIX века для описываемого нами «умершего» населенного пункта характеризуется сильным оттоком местных жителей. Как уже ранее отмечалось, это связано с труднодобываемостью пресной воды, что немаловажно как сейчас, так тем более и в прошлые времена. Кроме того, сам по себе полуостров стал безопасным, крепким наличием в нем российских войск. Продолжительные и кровопролитные войны нашли временный свой конец. Жители смогли облегченно вздохнуть и пуститься в поисках лучшей и более комфортной жизни на все четыре стороны. Что, собственно, и сделали с большим успехом. Сейчас, остатки единой крымской караимской общины живут в разных местах. Но наибольшее их число проживает в Евпатории (несменный лидер в этом плане), Симферополе и частично в городе Стары Крым.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх