Византийское мозаичное искусство в Херсонесе, часть 34

С приходом Византии интерьере пола клалась мозаика более дешевого производства. Она была из менее долговечного материала — обожжённой глины либо из природных кусочков мрамора, известняка или песчаника. На стенах же укреплялась смальтовая стекловидная мозаика. Она по сравнению с обыкновенным природным камнем смотрится более великолепно. Этот замечательный контраст сейчас можно обнаружить в Севастопольском регионе в городе Инкерман, где находится монастырь святого Климента. Византийское мозаичное искусство воплотилось во всей своей красе в церкви святого Великомученика Пантелеимона Целителя.

Фото: Византийское мозаичное искусство в Херсонесе
Византийское мозаичное искусство в Херсонесе

Интересной технологией настенной мозаики является то, что её старались выкладывать не на ровную поверхность, как в случае с полами, а изогнутую. Это предохраняло мозаичные элементы от повреждений, если раствор, на который их положили, со временем приходил в негодность. Тогда кубики смальты не падали, а удерживались, давя друг на друга своими концами. Это особенно стало полезно в сводчатых поверхностях (куполах, арочных нишах и т.д.). Кроме того, саму эту мозаику делали слегка выпуклой (изогнутой), что в случае падения её было полезным делом – она меньше повреждалась. Замечательным бонусом этого была некоторая объемность изображения. Картины получались более выразительными. Плоская же мозаика часто повреждалась из-за падений и отсутствия взаимодействия между собой, она имела не такую оригинальную правдоподобность.

Изображена напольная мозаика в базилике апостола Петра
Напольная мозаика в базилике апостола Петра

Распространение фресковой иконописи

С течением времени, Византийское мозаичное искусство стало постепенно заменяться фресковой живописью. Это было связано с большей дешевизной работы, поскольку мозаику класть было делом довольно дорогим. Но за экономию нужно платить дважды, фреска не живет столь долго, как мозаика. Роспись красками видна в херсонесских церквях ІХ-Х веков. Обретен уникальный фрагмент иконы Божией Матери. Христианская архитектура частично утратила исконные мозаичные традиции, но приобрела богатство красок в образах.

Что по поводу внешнего вида церквей, то они не полностью были аскетичными. Все же и их пытались как-то слегка украсить. Для этих целей часто использовалась рельефная резьба по камню. Нередко в стены вставлялись плиты, имеющие символические изображения, например, библейских животных и «процветших».

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх