Уваровская базилика Херсонеса, часть 6

Уваровская базилика Херсонеса находится недалеко от главной улицы города. Найти ее не представляет никакого труда. Стоит лишь повернуть налево и через 100 метров мы упремся в нее. Руины старинной церкви расположены прямо у обрыва скалы. Там же сохранились и остатки древней крепостной стены.

В данном месте берег сильно размывается водой. Так, что часть сооружений оказалась теперь в пучине морской. Не избавилась от незавидной участи и описываемое нами культовое сооружение. Левый придел частично обрушился в море.

Картинка: Уваровская базилика Херсонеса
Уваровская базилика Херсонеса

Базилика была раскопана знаменитым ученым Уваровым в 1853 году. Отсюда и современное название по имени ученого. Она расположилась на одном из ключевых кварталов города. Историки предполагают, что это место могло носить статус религиозного центра города. Культовое сооружение было построено на рубеже конца V — начала VI веков по Р.Х.

Уваровская базилика Херсонеса в период Средневековья была самой крупной на территории Крыма. Его размеры на тот момент колоссальны. Длина сооружения равнялась половине футбольного поля, то есть 50 метрам. Ширина была вдвое меньше и составляла 22 метра. Описываемый собор был трехнефным. Возле него была построена крещальня (баптистерий) и трехлепестковый в плане храм.

На картине Уваров С.С.
Уваров С.С.

В церковь можно было попасть с Главной улицы города. Рядом с входом сохранились фрагменты мозаичного пола. Данная находка уникальна и аутентична. Единственное, что с ней сделали археологи, это реконструировали подложку. Сделали её из бетона.

Три наружные двери ведут нас в крытую галерею (экзонартекс). За ним следует притвор — нартекс. Оттуда уже можно попасть в центральную часть культового сооружения, в частности, в центральный неф и два боковых: северный и южный. Нефы разделены между собой одиннадцатью мраморными колоннами.

Основной неф имеет метраж в 36 м. Ширина его доходит до 11. Естественным завершением описываемой части является алтарная апсида, пол которой был выстлан мраморными плитами.

Боковые нефы были ниже и к тому же вдвое уже. Они имели внутри себя аскетичный вид, поскольку снаружи не имели окон. Полы у них были выложены в виде мозаики. На сегодняшний день некоторые фрагменты ее сохранились и находятся в государственном музее Эрмитаж. В ней обнаруживает себя геометрический рисунок, выполненный на белом фоне в ярких тонах.

Уваровская базилика Херсонеса слегка не стандартна в форме. Например, она имеет пристроенную к южной стороне галерею. Такое архитектурное решение встречается довольно редко.

Собор был очень красив снаружи. Перед ним располагался атриум с фиалом (широкий двор с фонтаном). Описываемое пространство окружали крытые галереи. С юга к храму было пристроено некое здание. Археологи предполагают, что оно могло является домом священнослужителя.

Со временем, Уваровская базилика Херсонеса неоднократно перестраивалась. Это было связано с увеличением числа населения и, соответственно, верующих. Самая последняя и капитальная перестройка осуществилась в X столетии.

Изображена Уваровская базилика Херсонеса в реконструкции
Уваровская базилика — реконструкция

Крещальня

Поскольку Уваровская базилика Херсонеса носила статус религиозного центра города, то, соответственно, рядом с ней был построен великолепный и обширный баптистерий. В нее можно было попасть с соборного двора. В центре здания располагалась круглая купель, дно которой было облицовано мрамором.

Вода в купель для крещения поступала из крупного бассейна по трубе, проложенной под полом сооружения. После совершения обряда, вода поступала в специализированную, так называемую “непопираемую” яму, находящейся за пределами здания.

Стены самой крещальни выполнены в технике чередования камня и красного кирпича, положенного на раствор. Данный прием активно применялся в период Средневековья в деле строительства общественных зданий.

Нижний ряд стен состоит из мраморных плит. высшая и виднеются следы штукатурки, на которой в свое время была нанесена фресковая религиозная живопись. Центральный зал с конхами (полусводами) был украшен дорогой смальтовой мозаикой, рисунок которой состоял из золотых звезд на синем фоне.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх