Церковь с крещальней на Тепе-Кермен — самый известный памятник городища. Расположен на оконечности северо-востока плато вблизи предполагаемых городских ворот. На самом крае, кто бы мог подумать, находится главная святыня городища – «церковь с баптистерием» (именно такое название дали ей археологи). Размеры её сравнительно велики, как для храмов подобного типа. Длина составляет чуть более десяти метров, ширина вдвое меньше, но слегка варьируется из-за кривизны внутренних стен.
Согласно данным, найденным у А. Л. Бертье-Делагардом в его «Сборнике рукописей архиепископа Гавриила», местные христиане ещё в XVIII столетии называли описываемое сооружение «храмом свв. равноап. Константина и Елены».
Культовое помещение весьма интересно, поскольку имеет необычную форму. Центральная часть молельни вытянута не строго в сторону алтаря, как это принято, а немного смещена, образуя из себя некоторый изгиб. Алтарь невелик, а её преграда сильно выступает вперед и занимает значительную часть молельного помещения, так что богомольцы предстояли на богослужении полукругом перед апсидой. Наружные стены её красуются выгравированными большими рельефными крестами. В самом святом месте у окна обнаружен жертвенник.
Присутствуют стандартные колонны, имеющие своей целью разделить наос на три нефа: правый (мужской), срединный (священнослужительский) и левый (женский) – типичная традиция византийского базиликального храмового искусства. Так как храм пещерный, то колонны имели исключительно утилитарное значения – потолок поддерживать нет никакой необходимости. К счастью, хотя бы три колонны уцелели. Сохранился и их изящный орнамент на капители.
Юго-восточная стена храма дополнена двумя, высеченными в полу, гробницами. Сохранились даже надгробные греческие надписи. Правом упокоиться в самой церкви удостаивались немногие. Это, как-правило, видные горожане, высокопоставленные священнослужители, выдающиеся дельцы либо ктиторы (благотворители).
Церковь с крещальней на Тепе-Кермен, расположение и символика
Рядом, в угловой части имеется крещальня, имеющая свой дополнительный проход со стороны улицы. Она устроена по типу ниши с крестообразным входным проемом. Глубина баптистерия превышает один метр. Она была приспособлена для крещения и взрослых людей. Сохранились с древности две ступеньки, помогающие крещаемому спуститься в купель.
Вообще, крестильная чаша (в нашем случае скальной породы) символизирует собой гроб, куда человек добровольно погружается, чтобы умереть для ветхозаветной (либо языческой жизни, как-правило полной себялюбия, страстей и сластолюбия) и родиться для новой – жизни во Христе, служа Ему одному. Оный баптистерий датируют VIII-IX веками. Соответственно, сама церковь возникла никак не позже означенных времен. Это как раз период иконоборчества, о котором мы упоминали в других рубриках.
Но это не единственная интересная особенность описываемой церкви. Церковь с крещальней на Тепе-Кермен имеет специальный оконный проем крестообразной формы. Окно выполняла определенную роль в Пасхальный день – через него солнце в этот Праздник светило на противоположную сторону, образуя точную форму креста.
Склепы и христианские могилы
Нередко возле культовых христианских сооружений (или под ними) устраивали кладбище – усыпальницу. Христиане верят в воскресение мертвых, потому и сами захоронения так называют («усыпать», «засыпать» для того, чтоб проснуться в день Суда). Подобное помещение присутствует и в нашем случае. Ниже церкви оборудована пещера, в которой археологи нашли большое количество человеческих костей – это захоронение. Гробницы встречаются и на террасе у подножия храма. Они закрывались плитами. Это хорошо видно по пазам, которые высечены в скале, для их установки.
По древнему греческому обычаю, покойников хоронили в скале, а позже (нередко через год, пару лет) их кости выкапывали, перемывали в вине (отсюда фраза «перемывать косточки») и при чтении определенных молитв складывали в костотеку. Опустевший склеп, естественно, не оставался пустующим. Места даже для покойников было недостаточным (прям как в нынешнее время). В «гроб» клали новое тело умершего. Подобные костницы встречаются во многих местах не только Таврического полуострова, но и на протяжении всей Малой Азии, Греции и иных регионов Средиземноморского бассейна.
Подобный погребальный обряд, заимствованный от восточных областей Византии, бытовал в Крыму с X века, когда произошло усиленное влияние оного государства после падения иудейского Хазарского каганата, и вплоть до конца XV столетия. Напомню, Тавриду в 1475 году захватили турки-османы и учредили свою административную единицу – «Кефинский эялет», подчинив и предав себе в вассальную зависимость Крымское ханство. Они попрали большинство традиций греков и массово разорили христианские святыни.
Интересно, но похожая похоронная традиция до сих пор не умерла, а живет на Афоне. Монахи выкапывают кости умершего инока спустя год и осматривают их. Если они темные, то их снова перезахоранивают и усердно за покойника молятся. И так повторяют ещё дважды. Если на протяжении трёх выниманий из гроба останки не побелели, то их оставляют в земле, а если приобрели светлый цвет, то укладывают в усыпальницу.
comments powered by HyperComments