Типография на Чуфут-Кале, часть 8

Предварительно осмотрев кенассы (о чем знакомьтесь тут, если не читали), мы выходим на главную улицу города. Напротив караимских молельных домов красуется типография на Чуфут-Кале. Да, вы не ослышались. Она была основана на территории Крымского полуострова ещё в XVIII столетии (а именно в 1731) и является первой из таковых. Трудно поверить, чтоб такое детище появилось на в каком-либо большом городе или в тогдашней столице Таврического полуострова – ханском Бахчисарае. Но здесь, в горах… Здание практически полностью сохранилось.

Рисунок: типография на Чуфут-Кале
Рисунок типографии на Чуфут-Кале

Типография на Чуфут-Кале и книгопечатание

Книги печатались, в основном, религиозного характера. Первая была выпущена в свет спустя 3 года от открытия. Сама типография на Чуфут-Кале профункционировала недолго, до начала XIX века. С уходом местных жителей, она была перенесена в Евпаторию. Собственно, этот город и стал центром караимизма не только древней Готфийской страны, но и всего постсоветского пространства. В этом же древнем греческом городе сохранилось несколько кенасс, представляющих из себя высокую историческую, духовную и архитектурную ценность. Первая напечатанная здесь книга датируется 1734 г., последняя — 1805 г., после чего типографию перевели в Евпаторию. Кстати, для справки, в бахчисарайском музее в отделе библеистики до сих пор хранятся книги, отпечатанные на Джуфт-Кале. Они писаны на караимском и древнееврейском языках.

Визуально внешним образом осмотрев первую крымскую типографию, можно двигаться дальше в сторону главной площади «старого города». В неё врезается три улицы: Кенасская (по которой следовал наш маршрут), Средняя и Бурунчакская (последние две имеют северное направление). Этот перекресток является своего рода ориентиром. Ведь совсем рядом находится несколько интересных памятников (вообще, в плане исторических и архитектурных артефактов Чуфут-Кале представляет из себя образец для многих «умерших» городов), таких как водосборный колодец и руины мусульманской мечети. Также, на расстоянии вытунутой руки высится дюльбер (татарский мавзолей) Джанике — одной из ханских принцесс. Но подробнее об нем, читайте в следующей рубрике. История вполне интересна.

Итак, водосборный колодец. Что он из себя представляет? Расположился он южнее площади, на которой мы стояли. Это резервуар, высеченный в скале, в который собирается талая и дождевая вода. Но это еще не все. Самое интересное состоит в том, что его там устроили не просто так. Площадка, на которой иссечено хранилище, расположена слегка ниже окрестных районов. Так, большая часть дождевой воды, скатывающаяся сквозь ворота Орта-капу («Средние»), непременно попадает в колодец. Рядом помещены два скальных отстойника. К сожалению, воды с Чуфут-Кале ушли и это место стало безводным уже к XVII веку. Так что местным жителям приходилось добывать воду близлежащих окрестных источников, привозя её на ослах.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх