Театр Херсонеса, часть 3

Древние греки строили театры преимущественно в балках либо на склонах холмов. Это делалось по двум практичным причинам: во-первых, улучшался обзор на сцену со стороны зрителей, а во-вторых, происходила значительная экономия денежных средств за счет того, что не приходилось строить несущие колонны для сидений. Театр Херсонеса не стал исключением. Античные театры не располагали кровлей.

На фото руины античного театра
Руины античного театра

Херсонес на своей окраине имеет глубокую балку, примыкающую к крутому северному склону. По ней шла древняя оборонительная стена. Со временем, город стал расширяться и первоначальную стену сдвинули южнее. Пустая ниша оказалась в черте городских ворот. На опустевшем месте колонисты и решили в конце IV – начале III вв. до Р.Х. построить театр, которого так не хватало эстетически-настроенным горожанам.

Склон балки начинает подвергаться обработке ручным инструментом. Таким образом появились сектора театрона, которых насчитывалось восемь. На них были обустроены расположенные по рядам каменные скамейки для зрителей. Сектора разделялись между собой лестницами. Внешний вид древнего греческого театра напоминает нам сегодняшний футбольный стадион.

Театр Херсонеса был оборудован орхестром – полукруглым основанием, на котором пели певцы. В городище он имеет длину в 23 метра. К орхестру примыкала проскения, на которой выступали актеры. Она представляла из себя каменный помост, расположенный на пару метров выше площадки для хора. Проскения была оборудована декорациями и переодевалкой для выступающего персонала.

На фотографии показана современная инсценировка античного представления
Современные представления

В театр Херсонеса можно было попасть с двух входов. Частично сохранился один из них – Восточный. Помещение могло вместить в себя до 1800 человек.

Не следует думать, что театр являлся местом лишь для сугубо специализированных представлений. Нет. В нем совершались различные мероприятия, не имеющие прямого отношения к актерскому мастерству. Например, херсонеситы могли наблюдать игру музыкантов, поэтические состязания одаренных людей, слушать древнегреческие эпосы «Илиаду», «Одиссею» и прочее. В любом древнегреческом театре временами проходили народные собрания. Кроме того, на видном месте эллины старались устраивать фимелу — народный жертвенник.

Амфитеатр

Театр Херсонеса не один раз перестраивался. Особенному изменению он подвергся с приходом римских войск на земли Таврики в I в. по Р.Х. Зрелищное место было переоборудовано для исполнения гладиаторских боев и, возможно, травлей узников зверями. Не исключено, что в числе таковых могли находиться и христиане, поскольку римскими законами Христианство исключалось из списка разрешенных верований на протяжении первых трех столетий, вплоть до эдикта Константина Великого в 313 году. К примеру, рядом с Херсонесом было обнаружено могильное захоронение с надписью: «Святая мученица Анастасия».

На картинке театр Херсонеса
Театр Херсонеса

Перестроенный театр на римский манер просуществовал до IV в. по Р.Х. Конец ему положило принятие местными жителями новой веры – Христианства, которое к тому времени распространилось повсеместно во всем государстве. Языческие храмы были властями перестроены либо местными жителями разрушены, как непотребные.

Театр Херсонеса превращается в каменоломню, а позже на его месте устроили городскую свалку. В VI веке на месте проскении был сооружен христианский храм небольших размеров. Через пару столетий его стали употреблять в качестве усыпальницы. На сегодняшний день это культовое сооружение известно под названием, как «Храм с ковчегом». Подробнее о нем читайте в следующей статье.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх