Стелы Херсонеса, часть 11

Античная надгробная стела
Античная надгробная стела

Особое место в религиозной жизни, мировоззрении и сопряженным с ним искусствоведении античных греков Таврики занимают стелы Херсонеса. Они найдены при раскопках оборонительных сооружений городища. Что такое стела в понимании древности? Это не памятник в том виде, в котором мы привыкли его видеть. У греков стела символизировала собой храм в миниатюре. Согласно их верованию, там обитала душа усопшего.

Обязательным атрибутом этой некрополиальной церквушки была плита с изображенным на ней «всевидящего глаза Зевса». Олицетворялись атрибуты скоротечности жизни и её цикличности. Бытовали образы рождения и смерти. Не прямо, но образно указывался пол, возраст и профессиональное занятие покойного.

Стелы старались окрашивать в яркие цвета, среди которых преобладали красный, синий и желтый. Встречается также черная окраска. Возможно, эту цветовую гамму по каким-то причинам считали сакральной. Ведь просто так в мире ничего не делается. В этом виделась определенная смысловая нагрузка.

Стелы Херсонеса отличаются прекрасной сохранностью их изображений, поскольку они были выполнены умелой рукой мастера, использующего минеральные краски, смешанные с воском.

Именные стелы Херсонеса

Итак, что до нас дошло? Какими обретенными стелами сейчас может похвастаться заповедник? Самое раннее, дошедшее до нашего времени, надгробие датируется концом V — началом IV веков до Р.Х. Это стела Бакоса. Известно, что это реальный человек был сыном Зевксидама, о чем указано в памятнике. Артефакт имеет на себе воинские атрибуты (меч и портупея), а также атлетические принадлежности. Воинскими атрибутами красуется и надгробие Мегакла, бывшего сыном Саниона в IV в. до н.э. Интересно, что схожие композиции встречаются только в Херсонесе.

На картинке стела из Херсонеса
Стела из Херсонеса

Стела Кинолиса, который приходился сыном Пасиху имеет карниз, обрамленный живописным орнаментом. Центральная плита украшена изображением серповидного широколезвиевого ножа, который использовался виноградарями для сбора урожая. Подобный инструмент имели в своем распоряжении и языческие жрецы для жертвоприношений животных. Ученые больше склоняются к тому, что Кинолис все же был жрецом, поскольку изображение обрамляется голубой небесной краской, символизирующей небо и чистоту. Но может, он был и прекрасным виноградарем, немало потрудившемся в разведении благородной культуры. Надгробие исчисляется IV столетием античности.

Стела Сасиона, Мегаклова сына хранит в себе образ старинного посоха. Это может указывать на род занятия умершего либо на его мудрость и опытность в ведении каких-либо дел. Артефакт, как и последующие, датируется веком позже.

Встречается и женское надгробие Евмаровой дочери Геро. Оно украшено траурной лентой и алавастром (сосудом с благовонными маслами).

Встречается стела спортсмена Гермодора со всеми присущими этому роду занятий атрибутами: стригелем и арибаллом. Этот юноша был сыном Алкима, о чем свидетельствует надпись. Изображенные сосуды с маслами и благовониями показывают нам многое об этом человеке, поскольку подобный сюжет использовался при обожествлении. Возможно, этот парень отличился выдающейся доблестью в спортивных состязаниях.

Следующая стела Феофанта схожа по смыслу с предыдущей. Надгробие этого сына Анеманта имеет множество пышных лент и атлетических принадлежностей. Возможно, этот человек был неоднократным победителем в олимпийских играх. Ведь херсонеситы принимали в них также самое активное участие.

Изображение атлетов

Почему атлеты обнажали свое тело? Не обязательно для эротических вкусов публики. Есть этому свой квалифицированный ответ. Это делалось в знак открытости перед богами и их жребием. Атлеты натирались священным оливковым маслом и давали клятву в праведности своих поступков. Правда хочется отметить, что античная праведность имеет не столь много общего с христианской чистотой и моралью. Тем не менее, спортивная победа на уровне такого масштаба считалась благословением богов, указывало на их благосклонность к атлету. Очевидно, этот человек принес значительную, хоть и временную славу Херсонесу.

На фото показаны стелы древнего Пантикапея
Стелы древнего Пантикапея

Подытожим

Все описанные выше стелы Херсонеса датируются IV – III веками до Р.Х. И только последнее сохранившееся надгробие Ксанфа датируется I веком до н.э. Этому погибшему на войне юноше его отец Лагорин написал поэтическую эпитафию, полную скорбных нот. Сокрушающийся отец задается вопросом, зачем женщинам рождать детей, если они так скоро умирают от рук неприятелей? Неужели Аиду они нужны больше, чем нам, ещё живым людям?

Стелы Херсонеса открывают нам тонкий художественный вкус и мастерство создателей. Им присущ лаконизм и гармония, а также предельная выразительность.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх