Средневековое ремесло Херсонеса, часть 38

Стеклоделие

На северном берегу у южных оборонительных стен городища в конце IV столетия была сооружена стеклоделательная мастерская. Стеклодельное средневековое ремесло Херсонеса просуществовало в полисе на протяжении всей его дальнейшей жизни, вплоть до самого заката в начале ХѴ века.

Стекло было не таким прозрачным, как в настоящее время. Оно имело некоторый оттенок, который в зависимости от методов производства, отличался. В Херсонесе бытовал желто-зеленый оттенок. Горожане имели обычай стеклить не только культовые и административные сооружения, но и жилые дома. Это было повсеместно в Ромейской империи. Стекло вставлялось в квадратные либо прямоугольные рамы.

Изображены ювелирные украшения
Ювелирные украшения

Гончарное ремесло

Керамическое дело имело статус градообразующего предприятия. Это явление наблюдалось повсеместно в греческих полисах. Без этого производства средневековое ремесло Херсонеса просто не мыслилось. На территории заповедника найдено множество гончарных печей и несколько мастерских. В них изготавливали пифосы различных размеров, амфоры, столовую и кухонную посуду, начиная от мисок и тарелок, и оканчивая пищевыми горшками кувшинами, стаканами и прочее. Глиняная обожженная посуда была повсюду, и в домах, и в питейных заведениях, площадях, рабочих уголках, везде, где только можно было жить и трудиться.

Керамическое производство

Фото: драгоценная чаша со святыми образами
Драгоценная чаша со святыми образами

Особо хочется отметить такое ремесло, как поливная или глазурованная керамика. Поливная посуда пришла на смену чернолаковой и даже краснолаковой бытовой посуды. Впервые это производство появилось в VIII веке. В Херсонес это искусство пришло очень скоро – уже в первой половине IX столетия. Поначалу применялась белоглиняная глазурованная привозная посуда, но позже пошла в ход красноглиняная утварь. Её стали производить прям в городище.

Интересным отличием от прежнего производства являлось то, что теперь орнамент выцарапывался, а не вырисовывался поверх изделия, как раньше. Это прием стал известен под названием «граффито». Для нанесения узора в ход шел различный инструмент: тупо и остроголовые приборы, различные штампы, кисти и прочее.

В результате таких нововведений, отметилось большое орнаментальное разнообразие. Особенно это видно, начиная с XII в. Встречаются не только разнообразные геометрические фигурки, но также сюжеты из растительного и животного миров, мифология, человеческие образа. На свет появляется полихромная посуда.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх