Мариамский монастырь VIII века, руины и святые места старой Слободки

Рядом с захоронением русских воинов, на котором расположена часовня архистратига Михаила – предстателя Небесных Сил, находится интересный объект, заслуживающий внимания. Это православный греческий Мариамский монастырь. Описанные святые места старой части города Бахчисарая позволят вам окунуться в христианскую и гражданскую историю наше Родины и местных народов.

Данный монастырь был основан понтийскими греками на территории Таврического полуострова, как предполагают ученые, в VIII веке по Р.Х. в честь Пресвятой Богородицы (Мариам). Точно не известно, в честь какой именно Её иконы либо события, но то, что во имя Божией Матери – без всякого сомнения.

Период основания обители характеризуется массовым гонением на христиан-иконопочитателей со стороны некоторых византийских императоров. Преследованию властей подверглись не только святые образы, иконы, крест, мощи, но и почитающие их. И потекли вереницы колесниц и кораблей в Тавро-скифскую гавань – Крым, который исконно находился на окраине сначала греческих полисов, потом Римской империи, а позднее Восточно-римской – Византийской.

Фото главного храма греческой обители, Мариамский монастырь
Главный храм греческой обители

Приграничные территории были далеки от центральных и дворцовых смут. Их основной задачей было защита государственных границ и иноплеменником. Поэтому рубежи державы во многом меньше были подвергнуты внутренним смятениям. Роль внутренней полиции в сравнении сводилась к минимуму. Кроме того, Крымский полуостров известен не только своими чудесными портами и обширными степями, но и горами, которые составляют почти треть всего региона. Горный хребет хоть и не высок, но витиеват и в некоторых местах труднодоступен, способный сокрыть внутри себя некоторый тайны. Этой тайной и стали беглецы христиане-иконопочитатели.

В одно столетие на колыбели Руси основывается наибольшее количество монастырей, когда-либо созидаемые в любое другое время. Так, появились греческие храмы и монашеские обители в горах и городах-укреплениях, известных в нынешнее время под названиями, как Феодоро (он же Дорос, Дори, Мангуп-Кале) – Благовещенский мужской монастырь, Эски-Кермен («Старая крепость»), Тепе-Кермен, Кыз-Кермен, Челтер-Мармара (общежитие преподобного Саввы Освященного), Бакла и др. В тоже время появляется и нами описываемая маленькая мужская обитель на территории современного Бахчисарая в «Русской слободке» близ Михайловской часовни. Святые места старой истории прокладывают мостик в современность.

К сожалению, люди иногда путают понятия и обвиняют правоверных христиан в идолопоклонстве, забывая о том, что последователи Христа поклоняются только Богу, а иконы и чудотворные мощи лишь почитают, восхваляют. Божественное поклонение отдается только Единому Создателю («Богу твоему кланяйся и Ему Единому служи», говорится в Священном Писании). Православные чтут образ, чтоб вознестись умом к Первообразу, Который мы, видимым образом, не можем лицезреть. И отдавая дань образу, прославляем Первообраз.

Фото высеченного четырехгранного креста на камне, святые места старой части города Бахчисарая
Четырехгранный крест

Мариамский монастырь невелик. Иногда даже высказывалось предположение о наличии лишь простого одинокого храма, что неверно. Изначально, в том же столетии, был основан безымянный пещерный храм, вырубленный в отколовшемся более ранее скальном обломке у подножия склона. На востоке расположилась классическая византийская апсида полукруглой формы. Но это не все святые места старой части монастыря.

Мариамский монастырь в новое историческое время

В пределах XV-XVI вв. строится новый наземный храм с двухскатной черепичной крышей. Было устроено четыре апсиды. Храм общежития имел форму прямоугольника, размерами 9 на 11 метров. Пол центральной апсиды был деревянным. По сей день сохранились перекрестные лаги из можжевельника.
В северной апсиде частично сохранилась фресковая живопись красных и черных тонов, присутствует орнамент. Центральная часть храма — наос разделен на нефы известняковыми восьмигранными колоннами. На них же и опирались аркады.
В наземном и пещерном храме, а также на территории всей обители имеется большое количество рельефных крестов, в том числе и «расцветших». Всего их насчитывается около 47. Сохранились различные ниши, предназначенные, в том числе, и для церковной утвари. Некоторые из них прикрывались деревянными дверцами. Мариамский монастырь так выглядит на сегодняшний день.

Это все, что известно на сегодняшний день. К сожалению, археологи, по различным причинам, не достаточно хорошо исследовали данную местность и святые места старой части города остаются в большей степени не изученными. Очень много остается споров и по сей день, домыслов, догадок… Очень часто данный греческий Мариамский монастырь ошибочно называют армянским в честь Григория Просветителя (это единственный известный на сегодняшний момент юго-западный средневековый армянский монастырь Крыма), расположенный немного в другом месте, доступ к которому закрыт, поскольку находится в частном владении. Правда, точно известно, когда монастырь прекратил свое существование. Это случилось 10 марта 1751 года во время сильного землетрясения, в результате которого обитель превратилась в руины и более уже не восстанавливалась, поскольку спустя через 22 года греки и армяне – основные носители христианской культуры в Крыму, покину полуостров, спасаясь от окончательного порабощения со стороны Оттоманской Порты и властей Крымского ханства.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх