Как известно, жизнь античных народов была наполнена религиозной мифологией и языческим сознанием. Духовные предметы составляли важную составляющую в жизни древнего человека. Мы привыкли думать, что это от невежества. Но последнее не может создать такую сложную структуру, как жреческий. Языческие храмы возводились тоже не дураками. Все обходится намного глубже, чем нам может показаться. Религия в античной Феодосии занимала свое видное господствующее место.
Ни одно решение греками на собрании (будь то городское или сельское) не принималось без «воли богов». К ним обращались за помощью в решении проблем, даже самых малых. И они, если хотите, помогали, но как? Не привела ли к тяжелым плачевным бедствиям духовная жизнь эллинов, вылившаяся в целой серии «внешних» неудач?

Несомненно, в начальном этапе колониального периода религиозность греков-переселенцев сильно выросла. Это было связано, во-первых, с возможными неудачами на бывшей родине, а во-вторых, с новым местом жительства. Все это легко трудным грузом на шеях эмигрантов. Все свои чаяния они возлагали на божественную помощь. Религия в античной Феодосии стала повсеместной.
Понимая свою немощь и ограниченность в случившихся обстоятельствах, колонисты всячески старались вести свою жизнь как можно более нравственно (во всяком случае так было у большинства). В этом их поддерживал постоянный физический труд, ведь когда человек «пашет как вол», у него мало мыслей остается на всякое непотребство.
Но с увеличением благосостояния, мораль начинает постепенно падать. И чем народ становился, в материальном плане, все более успешным, тем на духовном поприще все меньше продвигался, а точнее, деградировал. Появились и всякие лжеучителя, проповедовавшие вместо нравственности, как это было прежде, «свободные отношения» и культ «эроса» (т.е. плотской любви). Все это не могло так или иначе не сказаться на помыслах простого человека. Ведь даже идолы иногда говорили человеческими голосами. Скажите, бред. А вы почитайте мемуары глубокой старины и поймете, что все далеко не однобоко. Каким образом мог говорить безгласный кумир? Не совсем понятно. Но подобные факты зафиксированы в некоторых письменных источниках древних писателей. О подобном говорит и куда более позже живший Аврелий Август. Он и объясняет это явление.
Религия в античной Феодосии временами подвергалась влиянию новоприбывших греков и по-соседству живших варваров. Феодосийцы, как и прочие эллины, стали охотно поклоняться олимпийским богам. Среди них особенно выделялись те, которые были насущны в житейских обстоятельствах. Например, почитаемым был бог света Аполлон. Чтилась также всеми любимая богиня плодородия Деметра и её дочь – Персефона, жена подземного Аида. Культ винного божества и всякого возлияния Диониса был также на высоте.
Поклонялись и иным богам: Зевсу – верховному божеству, брачной Гере, посланнику Гермесу, целомудренной охотнице Артемиде, любвеобильной Афродите и её сыну Эроту, Афине и Нике, Гелиосу и, определенно, Посейдону – богу морей. Как же без него? Ведь переселенцы были связаны с водой непосредственно. Морская торговля – сердце колоний.
Почитались и другие боги, в том числе покровительствующие искусству врачевства, и так далее. Не преданы были забвению и герои — Ахилл и Геракл. Понятно, что их особенно почитали на родине – в Греции, где культ им был вознес до небес, а связанные с ними олимпийские игры находят свои отголоски и по сегодняшний день. Религия в античной Феодосии была полна классической греческой мифологичности.
Предполагается, что Аполлон был для феодосийцев самым почитаемым божеством. Именно его голову мы встречаем на монетах полиса. Кроме того, его образ чаще других божеств встречается в памятниках искусства, посуде и даже украшениях.
Влияние эллинизма на варварскую среду
Местные варвары почитали, естественно, своих богов, покровительствующие, в первую очередь, земледелию, домашнему очагу и плодородию. С приходом греков, воззрения аборигенов начинаются постепенно подвергаться их влиянию. Эллинизм проникает в тавро-скифскую среду. Появляются новые культы, объединяющие верования колонистов и варваров. Некоторые вещи воспринимают у местных и пришельцы. Это откладывает определенный отпечаток. В результате, на Крымском полуострове происходит интересный симбиоз представлений и верований, которые мирно, как это не удивительно, прижились в местности.
comments powered by HyperComments