Отдаленные районы предгорья были частично заселены скифами и вошли в их государственное образование. Сохранившиеся немногочисленные таврские поселения боли подвержены массовой ассимиляции этими полукочевниками, так что по поводу этого события произошло собирательное название двух ранее обособленных народов в одно целое – тавроскифы. Скифы обращают свое внимание на уже устроенную крепость Кыз-Кермен (которую, естественно, называли по-другому) и восстанавливают её с возможным дальнейшим расширением. Сохранились остатки одной из башен, возведение которой ученые приурочивают вышеназванному народу. Итак, окунемся в раскопки на Кыз-Кермен.
С нашим укреплением имело тесные связи некое большое поселение, существовавшее около двух столетий с I в. до Р.Х. по I в. по Р.Х. Оно находилось севернее форпоста на том же плато. Основой её были усадьбы, огражденные стенами и узкими переулками (правда, не всегда). Недалеко от селения найден источник питьевой воды, что подтверждает предположения археологов о том, что населенные пункты данной области были устойчивы, а Кыз-Кермен являлся крепостью для защиты этого местного населения от опасности вторжения иноплеменников, а также средоточием их жизни (возможно и торговли).
Раскопки на Кыз-Кермен в ХХ столетии
Основные раскопки местности проходили в 1970 году, в результате которых севернее оборонной стены пещерного городища были обнаружены и подтверждены следы существования скифов, проживавшие определенно в здешних местах с I столетия до Р.Х. и по III по Рождестве Христовом. Дома их были типичны для варваров – неприхотливы в устройстве, но практичны. Сложенные из слегка подтесанных камней, в полости которых вкладывали вяжущую глину, они были морозостойкими и долговечными. В планировке преобладало наличие двух-трех комната. Пол был глинобитным (иногда и вовсе отсутствовал, тогда эту роль выполняла голая скала). Двор имел в своем распоряжении хозяйственные постройки, необходимые для содержания животных, хранения воды и продовольствия. Археологи сумели даже обнаружить кузницу и винодельческий комплекс.
Хочется отметить, что рядом с оборонительной стеной внутри города располагался пустующий участок. Его преднамеренно не застраивали для того, чтоб жители из близлежащих сел могли укрыться на данном пространстве во время набега неприятеля и при этом сохранить свои жизни. Очень практично и продуманно с их стороны. Был целый запрет со стороны градоначальников на строительство домов в подобных районах. Такое мы можем встретить и на соседнем Тепе-Кермене.
Кыз-Кермен перестал существовать в период своего расцвета, начавшегося с VIII столетия, в мирное время, что является большой редкостью. Он не пал ни под ударами беклярбека Ногая, как Тепе-Кермен и прочие города, ни под натиском иудействующих хазар, подчинивших своей власти Эски-Кермен, а просто в результате административного переустройства, касающегося, в том числе, и военного ведомства.
Во второй половине IX века внутриполитическая ситуация в Таврике кардинально меняется и крепость утрачивает свое былое значение. В скором времени она была покинута местными жителями, хотя часть из них всеже оставалась и продолжала пользоваться водными источниками и хозяйственными постройками. Посещали и христианские церкви богомольцами. Все это произошло не взирая на то, что соседний Тепе-Кермен не только не был оставлен горожанами, но продолжал существовать и развиваться.
На этом основное историческое повествование окончено. Если у вас есть желание, то вы можете взглянуть на путеводитель городища, описанный в двух следующих статьях. Там вы увидите много интересного и захватывающего. Вперед!
comments powered by HyperComments