Первые века нашей эры были обусловлены значительными переменами в духовной жизни феодосийцев и в целом боспорцев. Целая череда тяжелых событий подвигнула полисных жителей к возврату к вере. Религия стала играть в жизни поселенцев не только общественную роль, но и сугубо-личную. Верой начали жить, ей же и руководствовались. Кроме того, на Крымский полуостров приходит новая, по истине спасительная вера — Христианство. Начинают появляться первые христианские общины в Феодосии.
Во что же верили греки? Известно из письменных источников, что они частично оставили свои олимпийские божества. Пантеон Эллады резко сократился. Начали почитать лишь нескольких богов, которым приписывали свойства, ранее принадлежащие другим. Таким образом, стали заметны следы на пути к монотеистическому сознанию.
Кроме того, яркое выражение в умах жителей стали проявлять восточные боги, культ которым был принесен в Тавриду сначала скифами, а потом сарматами. Нашла свое место также восточная магия и суеверие, набирающая все большую популярность. Колонисты потянулись к мистике.
Предпосылки принятию Христианства в умах народных масс. Синоды (фиасы)
В городищах появляются культовые организации — синоды (фиасы). Они объединяли людей с одинаковыми религиозными воззрениями. В них разрабатывались догматические учения, рассматривались духовно-философские вопросы. Таким новоявленным институтам, заменившими собой разрушенные в период войн училища, покровительствовало правительство. Члены обществ имели самое разное этническое и социальное положение, что являлось довольно таки редким явлением во времена древнего мира. Это был своего рода переворот в осмыслениях граждан.
В синодах почитались практически исключительно восточные божества. Особую значимость приобрёл Неведомый (Безымянный) Бог. Его также называли Высочайшим или Внемлющим (молитвам верных). Это Божество было универсальным и соединило в себе функции как эллинских, так и варварских божеств. Шла настоящая уния мистического Востока и практичного Запада в лице Неизвестного Бога. Ему относили Высший Суд, Его называли самым Всемогущим и Справедливым.
В Феодосию проникает гностицизм — религиозно-философское учение, соединявшее в себе новоявленное Христианство, догматику греческой философии и восточных религий. На Боспор приходят иудеи, строящие свое молельни – синагоги.
Первые христианские общины в Феодосии основаны апостолом Андреем
Возникновение общин в столь ранний период (конец первого, начало второго веков) не носит ничего удивительного, поскольку в Крыму, согласно устойчивому преданию Православной Церкви, подтвержденному археологическими раскопками и письменными данными, побывал с проповедью о Христе первозванный апостол Андрей. Кроме того, на Таврике за проповедь христианства отбывал ссылку четвертый епископ Рима – священномученик Климент. Только при нем появилось уже 70 общин. Императору Траяну докладывали, что если он не предпримет каких-либо мер по сохранению «отеческого многобожия», то вся земля тавро-скифов в скором времени станет христианской. Первые христианские общины в Феодосии появились трудами ближайших учеников Господа Иисуса и их преемников.
Христианство начинает крепнуть в регионе уже к концу III века. Этому особенно способствовали упоминаемые религиозные организации – фиасы. В IV столетии, в Боспоре появляется отдельная христианская кафедра. Кроме того, существуют сведения, что для новоприбывших на Крымский полуостров готов, быстро воспринявших свет Христов, был поставлен отдельный епископ. Не исключено, что этот архиерей был поставлен в Пантикапее, совмещая в себе двоякое служение – для колонистов и готфийцев. Впрочем, последние в VI веке потребовали от Константинополя себе своего собственного епископа, что и было удовлетворено. Феодосия, естественно, входило под омофор означенной кафедры.
Крым сохранил в себе ранние христианские символы. Они найдены и в Феодосии на геммах. Подобное настенное искусство датируется III — IV веками по Р.Х. Это несмотря на то, что сами горожане сперва неохотно восприняли проповедь, данную им еще апостолом Андреем в I столетии. Об этом указывает монах Епифаний – составитель «жития» этого святого.
comments powered by HyperComments