В освоении Северо-причерноморского побережья заметно потрудились выходцы из малоазийской провинции Иония с её центром в Милете. Эта область находилась на юго-западном побережье современной Турции. Она развивалась быстрее других регионов и в ней очень скоро появились полисы, как особая система внутреннего устройства конфедеративного государства. Основание города Феодосии происходило руками тех же ионийцев.
Но не все так было гладко. Ионийцы страдали от постоянных нападок племен соседних государств – Мидии, Лидии и Персии. Уже позже подключится тюркский, горский и арабский элемент. Вот эти две особенности, положительная (экономическая) или отрицательная (иноземные угрозы) и побудили часть милетинцев вскоре покинуть свои края и направиться в северные широты Черного моря. Это произошло в VII веке до рождества Христова.
Основание города Феодосии милетскими греками
Феодосия – является одной из первых колоний, основанных греками в Крыму. Когда пошла массовая иммиграция в VI столетии, неким Аррианом упоминается уже феодосийский порт. В этом городе обнаружены остатки чернофигурной керамики, а также терракотовые статуэтки, привезенные из Эллады в описываемый период. Ввиду таких находок, ученые склоняются к тому мнению, что фактория была основана не позже середины VI века до Р.Х.
Происходили и дальнейшие миграционные волны. Одна из таких, весьма больших, пришлась на следующее столетие. Причиной такого события стало освободительное движение против персидского господства, поскольку Иония была оккупирована войсками этой державы. Потерпев неудачу, многие на правах беженцев ринулись куда глаза глядят, опасаясь репрессий. Большая группа людей переселилась и в малолюдный Крым, где их определенная профессиональная деятельность будет кстати.
Через век, т.е. в первой половине IV столетия до Р.Х., колония силовыми методами была включена в Боспорское царство, независимо просуществовав лишь два столетия. В этот же период появляется явно очерченное название города – Феодосия. Это именование начинает фигурировать в письменных источниках географов и путешественников. Собственно, на греческий язык оно означает «Богом данная». Воистину, для беженцев это славное поселение дано действительно Богом во спасение от голодной смерти. Мало того, потомки беглецов не просто выжили, но стали вести довольно таки зажиточную жизнь, хоть и не все. Имя населенного пункта встречается на монетах, вычеканных прям на месте. Да, в Феодосии с древних времен, как Пантикапее и Херсонесе, существовал свой монетный двор.
Топоним названия города
Интересен топоним названия. Об этом мне немного хочется поговорить. Дело в том, что первоначальное именование фактории было несколько иным. До завоевания местечка боспорским деспотом Левконом I, издавалась казённым домом золотая монета с другим изображением и надписью. На деньгах красовалась мужская фигура с подписью «феодео» (либо «феодос»). Интересно, но корень слова здесь просто – «бог». О «данности» и речи не было. После присоединения к Пантикапею, на валюте появляется фигура уже женщины с немного видоизмененной подписью на обороте.
Вторым интересным обстоятельство является то, что сам топоним «Феодосия» — является носителем женского рода. Об этом делает интересное замечание древний грамматик Ульпиан, говоря, что «имя порту дано от сестры либо от жены». Такое название могло появиться в результате возсылания благодарения человека Богу за данную ему жену (или кровную сестру). Возможно, Левкон имел в этом некоторую нужду и вскоре получил желаемое.
Есть интересное предположение, подкрепленное многочисленными свидетельствами, что греки-переселенцы свои апойкии (колонии) нередко называли в честь первых правителей новой области. Зачастую по смерти их обожествляли и воздавали им соответствующие почести. Так что основание города Феодосии не обошлось без своих героев. Вполне возможно, что благодарные колонисты решили запечатлеть своего умершего предводителя на издаваемых монетах. Сам город также был назван, по всей видимости, в честь основателя.
Когда Феодосия стала Боспорской, для нее начался новый этап в развитии. Завоеватели не только не разрушили полиса, но вдохнули в него новую жизнь. Период расцвета приходит уже в конце IV века до Р.Х.
comments powered by HyperComments