Обретение иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская». Свято-Успенский монастырь, часть 2

Существует три предания по поводу обретения святой иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская». Хочется сказать, что, не смотря на их различие, между ними можно провести некоторую общую объединяющую нить, которая показывает не на разность событий, а на их особенную, таинственную схожесть. Также следует отметить, что обретенная икона имеет четыре названия. Первые два: «Одигитрия», что значит с греческого — «Путеводительница». А третье и четвертое, согласно месту явления образа, т.е. «Бахчисарайская» (по названию современного города) или «Мариампольская», поскольку монастырь расположен в Мариампольском ущелье, который издревле был заселен греками-колонистами.

Три предания явления иконы:

  1. Пастуху Михаилу (самое основное).
  2. События, связанные с появлением змея.
  3. Чудесный «переход» иконы из монастыря Сумели в Мариампольское ущелье.
Фотография: икона Божией Матери именуемая "Путеводительница-Одигитрия"
Икона Божией Матери, именуемая «Путеводительница-Одигитрия»

Предание первое

Является самым основным. Оно гласит, что в VIII веке пастуху Михаилу греческой национальности православного вероисповедания, пасшему стадо рядом с греческим селением Мариамполь (отсюда и название иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская»), на закате дня, когда уже нужно было загонять стадо на ночлег, было явлено необычное свечение на скале. Взобравшись на неё, он обнаружил нерукотворный образ Пречистой Девы. Вернувшись в спешке в село, он об этом сообщил местному священнику в общине. Все население того местечка вышло крестным ходом к иконе с каждением и песнопениями, взяли её и перенесли в местную церковь (по некоторым сведениям, в домик священника, поскольку, возможно, у них ещё не было церкви). Но на следующий день иконы в деревне не оказалось, и она вновь была явлена ночью на том же самом месте, где и была впервые обретена. И вновь селяне забрали ее, а она на утро следующего дня снова пропала и явилась в третий раз ночью. То есть, икона была явлена трижды. Тогда местные жители окончательно поняли, что сама Богородица для себя избрала именно то скальное место. Поскольку явление иконы Божией Матери «Путеводительницы» («Одигитрии») было явлено в первый раз в великий праздник Успения, то храм, а позднее и обитель, было решено назвать в честь Успения Девы Марии.

Интересная, и, пожалуй, главная особенность этого явления состоит в том, что икона обретена была в VIII столетии, когда Византию раздирала ересь иконоборчества. Это было явным утешением и утверждением в истинности своего пути для монахов-иконопочитателей, которые были на правах беглецов. Они спасались от преследований центральной власти, временно поддержавшей ересь, убегая на окраины империи. Таврида была испокон веков окраиной той славной греческой державы. Лишь приход к власти после Константина Копронима и Льва Исавра императрицы Ирины, милостью Божией, положило конец сильному потрясению Вселенской Церкви, собранием последнего, седьмого Вселенского Собора в Никеи (недалеко от Константинополя – столицы Империи).

Предание второе

В Мариампольском ущелье в XV веке завелся очень большой змий. Он был настолько велик, что по сообщениям того времени, мог справиться с целой коровой. Жители крымского полуострова пришли от этого в трепет. Все христианское население (православные греки, генуэзцы-католики, армяне-монофизиты) взмолились об избавлении к Пречистой Деве от этого тяжкого бедствия. И их мольба была услышана. Вскоре, после очередных усердных молитв к Божией Матери, вечером жители (возможно, тот же пастух Михаил) увидели на скале горящую свечу. Спешно прорубив ступени к свечению в скале, греки обрели икону Богородицы «Путеводительница» или по-гречески «Одигитрия», а рядом обнаружили разрубленного надвое мёртвого змия.

Место обретения иконы Божией Матери "Бахчисарайская-Мариампольская"
Место обретения иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская»

В благодарность об этом избавлении, греки возводят монастырь в Мариампольском ущелье. Вполне возможно, что монастырь иконопочитателей, прибывших в VIII веке на Крымский полуостров, находился рядом, а после явления был перенесён в ущелье. Кроме того, в самом селении уже давно существовала греческая община. Обретение иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская» состоялось.

Необычайной и главной особенностью, подтверждающей реальность этого факта, является то, что обитель возникает в 2-х км. от столицы новообразованного Крымского ханства. Это единственный православный монастырь в мире, который выжил в исламской столице! Больше такого нигде нет и не было. Вполне реально, что событие со змеем, было особенным промыслом Божиим, который сохранил монастырь от поругания и разрушения. Местные мусульмане и крымские ханы были очень поражены этим событием. Ведь почти все монастыри и храмы Таврического полуострова были уничтожены после экспансии турецких войск в 1475 году. Помимо Бахчисарайского Свято-Успенского, не тронули ещё обитель св. Георгия на мысе Фиолент близ нынешнего Севастополя. Все было в руинах, в том числе и 40 храмов Святой Горы Крыма (сейчас носит название «Медведь-гора»).

Предание третье

Самое малоизвестное. Считается, что икона нашей Владычицы была перенесена туда чудесным образом из византийского монастыря Сумели, который расположен близ Трапезунда. Это произошло в VIII веке в период иконоборчества, о чем было описано выше. Самое интересное, что одно время некоторые монахи монастыря Сумели поддержали ересь. Таким образом, чтоб икона не была поругана, она оттуда «ушла» и явилась там, где её хотели видеть и воздали ей должное поклонение. Фактом, свидетельствующим об достоверности и этой истории, которая никаким образом не противоречит двум ранее описанным преданиям, если всмотреться в корень дела, служит то, что позже, по приглашению в Крым, монахи этого Сумельского монастыря посетили и Успенское монашеское общежитие и подтвердили факт, что исчезнувшая от них икона теперь находится в этой обители в своем точном образе, в котором и была.

Таким образом, было милостью Божией совершено обретение иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская».

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх