Образование и наука в Херсонесе, часть 9

Образование и наука в Херсонесе были широко распространены, о чем свидетельствуют многочисленные находки. Обширные слои населения знали грамотность. Это видно из многочисленных надписей, выполненных в самом разнообразном жанре и стиле письма.

Изображение древнегреческого текста на пергаменте
Древнегреческий текст на пергаменте

В городе трудились высококвалифицированные специалисты, к примеру врачи. Археологи имели удовольствие найти под слоем земли целый древний набор медицинских инструментов. Обнаружено надгробие, датируемое IV-III веками до Р.Х., где были изображены врачебные принадлежности (щипцы, пинцет и другое). На плите читаем надпись, в котором говорится, что гробница воздвигнута отцом покойного сына Лесханорида. Указывается и исконное место жительства страждущего отца — остров Тенедос (расположен в Эгейском море, недалеко от него находились крупнейшие эллинистические античные медицинские центры — острова Косос и Книдос).

Образование и наука в Херсонесе не ограничивалось лишь медициной. На сегодняшний день известен как минимум один местный историк — Сириск. Этот выдающийся деятель жил не раньше середины III века до Р.Х. О нем мы узнали благодаря тому, что был раскопан в притворном отделе храма богини Парфэнос почетный декрет, в котором говорится о награждении ученого золотым венком. В письме указывается, за что именно была пожалована такая почесть. Этот Сириск, сын Гераклида, сумел описать явление богини Девы, а также исследовал архивы и историю союзных с Херсонесом городов и их правителей. Поощряется честность и трудолюбие деятеля. Труды этого ранее безызвестного историка к сожалению, не сохранились, несмотря на то, что его сочинения были неоднократно были прочитываемы им самим перед народом.

Образование и наука в Херсонесе и её взаимосвязь с религией

Картинка: образование и наука в Херсонесе
Образование и наука в Херсонесе

Интересно, что античные исторические сочинения напрямую соприкасались с религиозной мифологией. Военные победы держав приписывались благосклонности богов, а удачи херсонеситов были обязаны собой «покровительством» богини Артемиды, которая со временем, помимо образа девы и воительницы, получила ещё атрибут «сотейры», т.е. «спасительницы».

В результате подобного изложения, складываются воедино, казалось бы, совершенно два разных жанра: мифологическая поэзия и историческая проза, напрямую связанная с конкретными личностями, временами и судьбами. Столь сильны были верования наших предков. В этом у них надо бы ещё поучиться, а именно силе веры.

В городище найдены следующие религиозные артефакты, касающиеся научного искусства, это маска Аполлона — покровителя искусств, мраморные статуэтки (точнее их фрагменты) полубога Геракла и «красавицы» Афродиты, а также рельефное изображением Парфэны-Девы.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх