Образование и наука на Боспоре играли существенную роль в жизни колонистов. Взрослые граждане полиса уделяли большое внимание тому, чтобы подрастающее поколение было правильно воспитано (в их понимании), образовано и научено, как подобает жить и трудиться. Рассмотрим основные направления развития молодого поколения в античной айпокии.
Музыка
Греки пеклись о развитии вкусов своих домочадцев в эстетическом направлении. Определенную любовь к музыке имели все слои боспорского общества, от мала до велика. Праздничные мероприятия, патриотически-религиозные шествия, спортивные игры и театральные спектакли были немыслимы без музыкального сопровождения. Об этом ярко свидетельствуют предметы обихода, на которых тонкой рукой мастера изображены сцены танцующих и играющих на инструментах граждан. Трудами археологов обнаружена даже сама музыкальная утварь (пантикапейская лира, китейская флейта)
Образование и наука на Боспоре — дорога в жизнь
Одним из ключевых пунктов развития подрастающего поколения, как и в наше время, являлось образование. Ученость реально давала дорогу в жизнь (не то, что сейчас). В городах присутствовало достаточное количество школ, разноступенчатой категории. Изначально, училища были частными, а потом их перевели на государственные рельсы.
Найдены некоторые школьные предметы, например, вощеные таблички, на которых писали костяными либо металлическими стилями, глиняные обучающие детские игрушки. Многие глиняные сосуды, выйдя из употребления, легко применялись в ученических делах – на них царапали обучающие надписи. Это не редкость среди общего объема археологических раскопок Боспора. Специальные гимнасиархи следили за тем, чтобы дети осваивали основные естественнонаучные дисциплины: чтение, письмо, арифметику, музыку и рисование. Также заботились об их непосредственном воспитании, которое нередко заключалось в спортивных состязаниях.
Юношеские спортивные состязания
Образование и наука на Боспоре не ограничивались школьными посиделками. На спортивную подготовку мальчиков уделялось много времени и сил. Она включала в себя занятие борьбой, прыжками, метанием диска и дротика. Для молодых спортсменов был целый набор принадлежностей. Археологами на горе Митридат был найден, например, сосуд, в котором содержалось масло для натирания тела, готовящегося к состязаниям человека. Датируется он концом IV века до Р.Х. Обнаружены также остатки лаврового венка, дающегося победителю, а также «стригиль» — особый скребок для удаления прилипших к плоти масла и песка).
Среди захоронений Боспора найден важный артефакт – остатки панафинейской амфоры. Её давали победителям, соревновавшихся в агонах – спортивном состязании, которое сопровождало главное торжество афинских демократов — Панафиней. Эти сосуды преподносили выигравшим состязание атлетам. Их наполняли оливковым маслом и дарили вместе с лавровым венком.
Медицина
Медицина боспоритов, как и многих древних язычников, была интересной. Она практически вся зиждилась на уповании богам. Для поддержания здоровья имели частые обращения к «врачебным» божествам Аполлону-врачу, Гигиее-целительнице, Асклепию и другим. При капище последнему прислуживали церковные врачи, устраивая рядом некие лечебницы. В настоящее время найдено два таких комплекса – на пантикапейском возвышении и загородом у целебного источника (пределы современного поселка Аджимушкай).
Но врачевство не ограничивалось лишь надеждой на милость кумиров. Целый штат гражданских лекарей всегда готов был прийти на помощь страждущему больному, если не теряли совесть от собственного корыстолюбия. Их практическая деятельность донесла до нас настоящие старинные медицинские принадлежности. Они сейчас хранятся в музеях.
comments powered by HyperComments