Монастырь Чуфут-Кале был основан значительно раньше самого городища. Десять пещер раскинулось в три яруса перед южной стеной. Они самые старые. За воротами скала также изрешечена искусственными углублениями, которые высятся над дорогой в три, а местами, четыре, яруса, уходя вглубь городища. Общее число их доходит до 32. Они различны в плане и имеют неоднородную отделку. Мнения ученых пришли к выводу, что описываемые помещения появились в одно и тоже время. Свидетельством этому служит вырубленная в скале лестница, которая соединяла, при помощи возможных террас, целый комплекс.
Сохранилось предание и сведения в дореволюционной российской литературе, что одна из пещер носила статус христианского культового сооружения. Так, можно найти слова об одной из церквей, которая ещё не так давно (в историческом промежутке) имела следы фресковой росписи. Рядом была усыпальница, в которой хранились человеческие кости.
В 70-е годы прошлого столетия, проходили очередные раскопки местности, в результате которых была обнаружена вспоминаемая усыпальница. И захоронения в ней сохранились на тот момент. По поводу церкви, то она, к сожалению, во многом утратила свой первоначальный вид. Хотя на стенах её ещё можно обнаружить кресты, процарапанные в древности. Таким образом, из всего вышеописанного исследователи пришли к выводу, что весь комплекс носил монастырский статус до определенного времени, пока не был разорен. Скудность и малая размерность келий тому свидетели.
Монастырь Чуфут-Кале, основание
Монастырь Чуфут-Кале существовал, по всей видимости, с VI века по Р.Х. во время господства в описываемых краях алан – прадедов осетин, которые пришли в числе других народов на Крымский полуостров в один из периодов начавшегося «Великого переселения народов» во II – III веках по Р.Х. Они, будучи язычниками, приняли христианство, как у себя на кавказской родине, так и в земле тавро-скифов. Но со временем, под мечом Тамерлана, пришедшего из персидских земель, утратили свою веру и силой были обращены в ислам.
Задолго до прихода тюркоязычных племен на Таврический полуостров, Чуфут-Кале, как крепость, уже существовала и носила иное, не сохранившееся название. Предполагается, что жившие монахи в данном укрепленном монастыре были выгнаны (часть из них была перебита) и они ушли в рядом находившуюся другую общежитейную обитель – Успенский скит, что в Мариампольском ущелье (на тюркский манер – «Марьям-дере»), первоначально представляющая из себя, ещё со времен иконоборчества, простое христианское поселение. Уже позже, Богородичный монастырь приобрел статус главного духовного центра и митрополичьей резиденции всего полуострова.
Татары перестроили оборонительные стены, возводя их прям на месте бывшего монастыря. Стена варварски перерезала пещерный комплекс и келии утратили свое первоначальное значение. Часть из них стала использоваться в оборонительных делах.
Итак, мы, в общем, рассмотрели все, что представляет собой интерес. Далее, мы отправимся по извилистой дорожке, которая появилась в результате частичного снятия скального грунта и выйдем на плато. Если свернем на развилке влево, то наткнемся на западную границу Джуфт-Кале. Мы же повернем направо. Наш взгляд устремлен в северную часть, где нас ожидает ещё много чего интересного, о чем читайте в следующей рубрике.
comments powered by HyperComments