Что отличало античный мир от современности? Это консерватизм всего жизненного уклада. Общественное сознание определялось верностью заветам отцов. Традиции носили статус величайшей ценности. Культурным испытанием для херсонеситов стала их экспансия римскими легионами. Лишившись своей независимости, греческие полисы стали стремиться сберечь хотя бы свою национальную идентичность. Горожане стали прилагать все усилия для сохранения своего традиционного уклада. Культура в Херсонесе в Римский период ещё некоторое время оставалась нетронутой. Памятники того времени свидетельствуют об этом. Городская идеология взяла курс на консервативное прошлое.
Местом реализации своих верований и традиций греки часто использовали мраморные саркофаги. На них мы находим подвиги Геракла, Диониса, встречаются и загробные сцены. А ведь большая часть мифологии эллинов строилась именно на этих личностях. Колонистам необходимо было это сохранить.
Дань традиции
Винного бога Диониса нередко изображали со свитком в руке либо у виноградной лозы. Здесь просматривается архаичный быт виноделов. Интересно, что дотошные греки поместили в свой пантеон ещё одно божество – Ампеноса, который являлся богом виноградной лозы. История сохранила скульптурные статуэтки вышеозначенных богов, они восходят ко II веку.
Горожане продолжали разговаривать на родном для них древнегреческом языке. Им пользовались не только в быту, но повсеместно применяли в документообороте. Престижным считалось заниматься эллинской философией и иметь афинское образование. Один надгробный памятник некой женщины тавричанки I века имеет изображение её мужа в ораторском одеянии со свитком в руках.
Большая роль отдавалось возрождению в полисе спортивных агонов и традиционных праздников. По этому поводу обретена беломраморная плита, имеющая надписи имен победителей. Без сомнения, это было традиционное мероприятие, ведь на гладиаторских боях несколько победителей как-таковых не существовало. Плита датируется первыми веками новой эры.
Культура в Херсонесе в Римский период под влиянием «Вечного города»
Со временем, Херсонес все же подвергся влиянию столичного Рима. Тесные взаимосвязи с другими регионами античного мира сделали свое дело. В сознание херсонеситов приходят идеи, навеянные из-за моря. Нельзя сказать, что они были плохи, напротив, у греков появилась возможность взять все то лучшее, что было заграницей. Теперь смело можно было переосознавать и свои собственные верования, делать в них положительные замечания.
Культура в Херсонесе в Римский период стала видоизменяться, в первую очередь, под воздействием новых религиозных убеждений новоприбывших колонистов. Как известно, самым популярным искусствоведческим выражением является изобразительное искусство. Художники зачастую вдохновлялись изображениями богов, героев и атлетов. Их и позиционировали на холстах. На Западе в тренде была портретная скульптура, получившая широкое распространение. Город начинает обрастать многочисленными статуями богов и императоров, которым позже также стали воздавать божественное поклонение.
Музей сохранил одно скульптурное мраморное изображение некоего Аристолоха, являющегося сыном Трасилоха. Портрет датируется концом II — началом III вв. н.э. Образ выполнен мастеровитой академической рукой.
Интересно, что наряду с высокохудожественными образами бытовали и довольно примитивные надгробные рисунки, перенятые у местных сармато-скифов и тавров. Появился своего рода некий своеобразный «варварский» жанр. Основными его чертами была схематичность изображаемого человека, животного либо каких-нибудь событий. Встречаются географические и рельефные рисунки. Все они не имеют надписей.
comments powered by HyperComments