Керкинитида, часть 3. Некрополи и быт города.

Жизнь в Керкинитиде и погребальные обряды

Рядом с любым поселением живых появляется город мертвых – некрополь. Керкинитида не исключение. Могильные памятники для наших колонистов вещь редкая. Согласно древней греческой традиции, покойника клали в гроб. А потом, спустя пару лет, когда тело полностью истлевало, кости доставали и перезахоранивали в специальную костницу. Такой обычай обуславливается способом существования самих эллинов, часто кочующих по торговым соображениям с места на место. Кроме того, многие города были на «птичьих правах», вечно окруженные враждебными варварами, а ограниченность территорий поселений местами зашкаливала. Поэтому, было очень удобно класть труп во временный могильник, а его останки, занимающие совсем небольшое пространство, хранить у себя дома либо в склепе, или на специально отведенном месте — кладбище. Сами похоронные ямы, уже освобожденные, быстро заполнялись новыми жертвами бога Аида.

Фото: Керкинитида у моря
Керкинитида у моря

Так было в большинстве случае, но не в нашем. Эллины, населяющий Таврический полуостров, испытали некоторое влияние соседей, а потому частично пересмотрели свои погребальные традиции. Кроме того, в Крыму полисов было не так много, сравнительно с другими регионами средиземноморского бассейна, а, следовательно, земелька позволяла немножко раскошелиться для отходящих в мир иной.

Для керкинитидского некрополя характерно погребение мертвецов по обряду трупоположения. Тела клали в могилы, составленные из плит или в ямы с каменным перекрытием (иногда и без него). Младенцев захоранивали немного иначе. Их маленькие останки помещали в амфоры и кувшины. Использовалась и вовсе чуждая практика для исконных жителей Средиземноморья – кремация. Трупы сжигали в специальных керамических печах.

Экономика полиса

Сейчас немного хочется поговорить об экономике описываемого нами региона. Основа материальной жизни – земледелие. Мы хоть и привыкли думать, что греки — это только виноделы и мореплаватели. Но на деле не так. Они еще превосходные ремесленники, рыболовы, строители и землепашцы. Даже скотоводство у них по-прежнему стоит на высоком уровне.

Изображение отреставрированных амфор и пифосов
Отреставрированные амфоры и пифосы

Первоочередно выращивали зерновые культуры. Этому активно способствовала плодородная почва северо-западного Крыма. Приморская равнины имеет свои богатые особенности. Нивы располагались за городской чертой и имели свое название – «хора». Согласно сведениям, полученным в результате исследования палеоботанических материалов, в районе Керкинитиды сеялась особая разновидность «голозерной» пшеницы (карликовая и мягкая). Именно об этом виде славноизвестной легковесной (понтийской) пшенице писал Феофраст. Плиний Старший говорит о ней, как о мелкозерной.

Выращивали не только съедобные для человека культуры, но и кормовые. Даже известно название таковых – «многорядный пленчатый ячмень». Скот, в древности, всегда был в достаточном количестве.

И наконец, лишь малую долю во всей хоре составляла виноградная лоза. Виноделие было основным детищем средиземноморских греков. Для черноморцев, основой «кормушки» составляла, как ни странно, пшеница. Эллин-хлебопашец – слегка трудное для восприятия мысль. Однако это так.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх