Кенассы на Чуфут-Кале, часть 5

Кенассы на Чуфут-Кале (молельные дома) расположены на южной стороне плато и к ним можно быстро попасть, пройдя через «малые ворота» и пробравшись немного вверх в правом направлении. Нас будут сопровождать с левой стороны остатки многочисленных сооружений, погибших больше от воздействия природы, чем от рук человека. Когда обнаружите справа у дороги высокую ограду, знайте, вы пришли.

За оградой нас ожидает не одна, а целых две кенассы (что это такое, читайте тут), расположенных рядом друг с другом, так сказать, на расстоянии вытянутой руки. Одна из них носит повышенный статус – соборной. Ввиду этого, не мудрствуя лукаво, её так и прозвали – «Соборная» (или, проще говоря, «Большая» из-за больших размеров). Вторая поменьше, и получила соответствующее имя – «Малая».

Фото: Кенассы на Чуфут-Кале
Кенассы Чуфут-Кале

Кенассы на Чуфут-Кале — «большая» и «малая»

Согласно сохранившемуся преданию, «Большая» кенасса, расположенная по левую руку, возведена в XIV веке. Малая (Кодэш-Рэва, что значит «Дом собрания») была сооружена значительно позже — в XVIII столетии. Её построили ушедшие с Мангупа (древнего Дороса, Дори) караимы, унеся с собой даже строительный материал и оборудование.

Обе кенассы расположены во внутреннем обособленном дворике, окаймляемом вглухую каменными стенами. С улицы в них можно попасть сквозь два входных проема, выполненных вполне искусно. Не споткнитесь об порог, состоящий из белого мрамора. Эта плита, как гласит молва, принадлежала более древнему сооружению.

Перед соборной молельней близ ограды стоит каменный резервуар для воды. К нему «припаяно» небольшое сливное отверстие. Вероятно, это остатки «миквы» — специального фонтана, применяемого для ритуальных омовений. Этот обряд был обязательных для входящих в церковь (в данному случае, это слово я употребляю в качестве «собрания верующих»).

Истоки описываемого обряда восходят ещё ко времени устройства скинии Завета в Моисеевы времена, когда богоизбранный народ, выйдя из Египта, томился, по грехам своим, сорок лет в пустыне (мне как-то довелось видеть карту странствования евреев по синайско-аравийской пустыне и я пришел в ужас, ведь они почти пришли, а потом произошел резкий поворот назад и ход путей их весьма стал витиеват). Подле наружных стен, устроены внутри террасы скамьи, на которых сидели верующие, ожидая начала всеобщего богослужения (некто мне поведал, что там сидели женщины, ожидая своих мужей, пока они помолятся; а сейчас в русских православных общинах наоборот: женщины в храмах иконы целуют, а мужья дома телевизор лобызают).

Малая кенасса скромнее и проще более древней. Соответственно, она и предназначалась для проведение повседневных служб. Там же проводились разные «рядовые» собрания, решались текущие вопросы, выносились обыкновенные судебные дела, которыми ведали духовные лица, для рассмотрения. О главной и самой красивой «большой» кенассе читайте в следующей статье.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх