Караимизм, часть 7

Кенассы — это молельные дома караимов, издавна проживающих в земле тавро-скифов. Данный народ находится на грани вымирания, хотя его ген одно время был весьма значительным в древней Готии. Ученые до сих пор спорят, откуда и из какого-прародителя корнями они пошли. Раньше преобладала «еврейская» точка зрения, согласно которой, упоминаемый народ вышел из иудейской среды. Доказательством этому служит то, что сами караимы ассоциировали себя с евреями долгое время, вплоть до XVIII века. И учение свое – «караимизм» относили к иудейским корням.

Старинное фото караимов, караимизм
Караимы

Караимизм и его деиуизация

Но в конце XIX начале XX столетий прошла волна деиуизации, в результате чего начала господствовать другая точка зрения, в которой видное место отдается тюркскому элементу. Возможно, это было искусственно сделано, ввиду опасности быть полностью уничтоженными в период оккупации Крыма немцами, в лихолетье Великой Отечественной войны. Как бы там ни было, но восточные черты описываемой нации явно присутствуют. Да и сама их религия сохранила некоторые дохристианские верования, которые могли быть привнесены язычниками-татарами ещё в давнюю эпоху. Языческое сознание – упорная вещь.

Иногда кенассы именуют храмами, но это не совсем верно. Храм, как здание, подразумевает проведение в нем священных культов (не просто обрядов). Караимизм имеет в своем распоряжении лишь молельные дома, поскольку не признает практики священнодействия. У караимов, как у иудеев и мусульман нет института священства. Есть школа пастырства, учительства, но не священничества, как в христианстве, ветхозаветной (до разрушения второго храма) иудейской религии, зороастризме и язычестве (исключая шаманизм и оккультные практики), где данную роль играли жрецы.

В кенассах происходят обычные обряды, связанные с жизнью общества, как-то, например, бракосочетание и произносятся молитвенные возгласы. Кенасса – центр общественной жизни караимов. В ней люди собирались не только для молитвы, но и для решения насущных проблем. Тоже дело долгое время обстояло и с иудеями, кучкующимися возле синагог и древних христиан, у которых было все общее («пребывая в единодушии и молитве во всякое время»).

Кстати, сам термин «кенасса» вошел в употребление сравнительно поздно и был введен учеными теологами. Ранее, они повсеместно назывались синагогами, как в еврейской традиции, что с древнегреческого означает «собрание».

Изображение внешней стены Чуфут-Кале
Внешняя стена Чуфут-Кале

Переселение караимов

С давних пор караимы жили преимущественно на Мангуп-Кале, но после переселились на Чуфут-Кале. Это было сделано, по одному из предположений, добровольно, когда иго татаро-турецкого владычества начало спадать с их плечей и голов местных христиан. Вынужденно живя на Мангупе, где появились перебои с питьевой водой, они, как передает некое предание, с радостью вышли оттуда. Хотя взаимозаменяемое место выбрали не совсем удачное, поскольку наш Кырк-Ор тоже не имеет нормального источника воды. Возможно, они это сделали для того, чтоб объединиться с собратьями. Ведь общая ноша легче.

Вторая версия говорит о том, что «евреи», как их называли тюрки, были насильно выселены из бывшей столицы княжества Феодора господствующими на то время турками на «Еврейскую крепость», где условия существования были более проблематичными (из-за упоминаемой проблемы с пресной водой). Эта версия более правдоподобна, потому что сами караимы с большой радостью покинули свое новое обжитое место, в результате прихода российских войск на Таврический полуостров. Получив свободу, «еврействующие» мигом разбрелись по всему полуострову, оставив жить на Джуфт-Кале лишь смотрителя, которого поселили в усадьбе «Фирковича». О ней читайте тут.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх