Каффская епархия берет свое начало в общей истории Феодосии. Образование города начинается ещё с VI века до Р.Х. Греки-ионийцы переселяются из города Милет, что в Малой Азии, и начинают свое бурное строительство и торговлю. Регионом интересуется Боспорское царство, которое начинает борьбу со своими собратьями.
После продолжительной смуты, город вошел в состав новообразованного упомянутого государства. После прихода в Крым войск Митридата IV Евпатора в конце II века до Р.Х. для защиты эллинистических колоний от натиска скифов и сарматов, все Боспорское царство, как и Херсонес, подпадают под власть понтийских царей. В результате Боспор становится Понтийским царством. В его пределы также была включена и Феодосия.
Вскоре, на горизонте появляется и стремительно возвышается Римское государство, которое начинает многочисленные военные тяжбы с понтийскими государями. В результате политических интриг, Херсонес и вместе с ним Пантикапей – столица Боспора, принимают новую власть от Рима. Происходит эта перестройка на рубеже старой и новой эр.
Третий век по Р.Х. ознаменовывается приходом на Таврический полуостров мигрирующих племен готов и алан. К этому времени уже значительные территории Крыма были освящены проповедью о Христе апостолом Андреем Первозванным и апостолом от 70 (так называемым малым), мужем апостольским Климентом – 3-м (4-м) епископом (папой) Рима. Пришлые племена образуют военно-политический союз. В результате, языческие орды разрушают скифо-сарматское государство со столицей в Неаполе и сильно расшатывают Понтийское царство.
Покорив греческую колонию, они перенимают самое главное у них – веру. Крымские готы и аланы крестятся во Христа, начиная с III века. К счастью, они принимают православное христианство, вместо сильно распространившегося арианства, которое приняли другие готы, не оставшиеся в Крыму и ушедшие дальше на запад в Европу. Каффская епархия ещё не была образована, но в регионе появляется значительное количество христианских церквей.
В IV веке городская крепость падает под натиском гуннов, которые, слава Богу, не задержались надолго в Крыму и ушли. С этого момента город прекращает свое существование, как значительный населенный пункт, и превращается в малолюдную деревеньку.
Аланы (прародители осетин) переименовали Феодосию в Ардабду (что значит «город семи богов»). В V веке окрестность подпадает под власть Священной Восточно-Римской Империи. На одно столетие Каффа окормляется Хазарским каганатом, который захватил практически весь полуостров, и вновь возвращается в лоно греческой страны.
В XIII веке попадает под власть молодого ханства — Золотой Орды. Согласно договору, между генуэзцами и ханством, во второй половине того же столетия на обезлюденной местности возникает крупный торговый порт. Очень быстро растут как грибы здания, дороги и целые улицы. Возникает город Кафа.
Во время господства генуэзцев, население Кафы было разнородным как по этническому признаку, так и религиозному. Одних только христиан было три конфессии, помимо немногочисленных общин мусульман, иудеев и караимов.
Прибывшие итальянские купцы и их свиты придерживались западного христианства – католицизма. Местные греки исповедовали. А переселившиеся из Малой Азии армяне, с которыми греки много веков контактировали на самом различном уровне, были сторонниками монофизитного христианства. Город имел трех епископов: православного, католического и армянского.
Православные общины Кафы напрямую подчинялись Сугдо-Фульской епархии (образованной в результате присоединения Фулльской архиепископии к Сугдейской). Своей митрополии они ещё не имели.
После захвата крепости турками-османами в 1475 году, сам город они сделали главным центром новообразованного административного округа Османской империи – Кефинского эялета (Кафу турки переиначили на свой манер в Кефу). Если другие крепости, такие как Сугдея, Дорос, Чембало прекратили свое существование, то Кафа, напротив, продолжила. Её прозвали «Малым Стамбулом», благодаря многолюдности и значимости на полуострове.
По сути, из-за жестокой резни со стороны агарян христианского населения в Сугдее, одноименная епархия прекращает свое существование. Осколки её приходов присоединяют к кефинским церквям, образовав в Кафе новую епископскую кафедру. Так, в начале XVI века, появилась новая митрополия — Каффская епархия.
Весь XVI век епископия именуется Кафской. Но с начала следующего столетия, к ней присоединяют фулльские приходы, овдовевшие в результате резни в Сугдеи, где находился епископский престол, которому они подчинялись. Так, с начала XVII века, кафедра именуется уже Кафо-Фулльской.
Иерархи, Каффская епархия
Известны следующие упоминания о православных епископов новообразованной церковно-административной единицы:
- митр. Софроний – первый упоминаемый архиерей, 1546 год;
- митр. Иоасаф – подписывает некую грамоту, отправленную к патриарху Русской Православной Церкви;
- митр. Иаков — низложен в 1604 г.;
- митр. Митрофан (1616 — 1631) — при нем произошло слияние приходов Фуллы со своей митрополией в 1618 г.;
- митр. Парфений (1631 — 1644);
- митр. Кирилл. (1644 — 1655);
- митр. Мелетий (1655 – 1656) – низложен;
- неизвестны имена двух последних владык.
Из-за постоянных попыток выхолащивания христианства на своих территориях всяческими путями османскими властями, количество церквей и монастырей резко сокращается на всем пространстве империи. Общины понемногу, но уверенно таяли в медленной экспансии турецкого владычества. Это приводит к объединению двух и даже трех епархий в одну общую митрополию. Так случилось и в 1666 году с Кафской епархией, которую попытались соединить воедино с малоазийской Амасийской. Но это было крайне неудобно, благодаря дальности к административному центру, который находился через Черное море. Было решено в 1678 году Кефинско-Фулльскую митрополию присоединить к Готской. Так, на свет появилась последняя греческая митрополия на Таврической земле с названием «Готфийско-Кефайская» (Готфско-Кафская). Имя Фулльской епархии, как полусамостоятельной единицы, исчезает навсегда. Последняя епархия, образованная на осколках других, более древних, просуществовала ровно одно столетие. Её закат пришелся с выходом христиан из Крымского полуострова на рубежи Российской империи, о чем читайте далее.
Сейчас, древняя кафедра носит свое историческое название — Феодосийская епархия.
comments powered by HyperComments