История становления обители. Икона Божией Матери «Путеводительница-Одигитрия». Свято-Успенский монастырь, часть 1

История о самой большой святыне средневековой столицы Крымского ханства города Бахчисарая Свято-Успенском пещерном мужском монастыре. Эта обитель является одной из главных святынь Крымского полуострова. Ведь именно здесь была явлена Икона Божией Матери «Путеводительница-Одигитрия» (иначе «Мариампольская»). Неофициально, он носит название Крымской лавры, поскольку является на сегодняшний день самым большим и населенным монастырем Таврической земли. Проходит мимо поселения монахов целебный источник горной питьевой воды.

Монастырский комплекс основан византийцами, монахами-иконопочитателями в VIII веке. В то время Вселенскую Церковь мучила ересь иконоборчества в течении практически ста лет, и окончилось это победой древнего церковного предания, утвердившего почитание святых икон, Креста и мощей в последнем, Седьмом Вселенском Соборе, проходившего в Никеи (недалеко от Константинополя). Но на тот момент высшие власти придерживались ереси, и христиане православного, ортодоксального духа, не поправшие икон и креста, вынуждены были скрываться и убегать на окраины тогдашней Византийской империи. Древняя Таврида или нынешний Крым и являлся на тот момент одной из удаленных окраин той старинной Империи.

Свято-Успенский монастырь. Исторические картины
Свято-Успенский монастырь. Исторические картины

Обитель появилась именно в том месте не случайно. Она возникла рядом со старым греческим поселением Мариамполь, что значит «селение святой Марии» (отсюда и название ущелья) и связано это славное событие с явлением святой иконы Богородицы.

В XIII—XIV веках монастырь по непонятным причинам прекращает свою деятельность на некоторое время (возможно, из-за опустошительных набегов Ногая и золотоордынских орд), но в XIV веке возрождается, несмотря на активные военные действия, проходившие на полуострове между разрозненными войсками ханов Тамерлана и Тохтамыша, в придачу с отрядами обосновавшихся генуэзских колоний. Избежав очередного разгрома во время вторжения турецкого десанта на Таврическое побережье в 1475 году, Успенский монастырь получил статус резиденции митрополитов Готфской епархии Крымского полуострова. Но материальное положение обители было весьма бедственным, из-за чего монахи искали денежной поддержки у великих князей и московских царей. На протяжении трёх столетий с XV по XVIII века епископская резиденция стала главным оплотом религиозной православной жизни населения Крыма.

Икона Божией Матери «Путеводительница-Одигитрия» переносится в Азов

В 1771 году на благословенную Таврическую землю прибывает митрополит Игнатий. Он же сыграл ключевую роль в переселении христиан из Крым на территорию Российской империи. Именно во время его пребывания и была перенесена икона Божией Матери «Путеводительница-Одигитрия» из Крыма в Азовскую губернию. Подробнее об этом, читайте в следующей статье.

Свято-Успенский монастырь. Икона Божией Матери "Путеводительница-Одигитрия"
Свято-Успенский монастырь. Икона Божией Матери «Путеводительница-Одигитрия»

В 1778 практически все христианское население Крыма покинуло свои давно обжитые земли. Древняя обитель опустела. Остались жить рядом с монастырем лишь немногие простые греки, жители Мариамполя. Поэтому с 1781 года главный храм монастырских стен Успения Богоматери начинает действовать как приходская церковь.

Приход возглавил греческий священник Константин Спиранди, присланный сюда по решению Константинопольской Церкви для оставшихся немногочисленных греков. Самое интересное, что об этом особенно позаботился последний крымский хан Шагин Гирей. Он содержал священника и посылал к нему охранный конвой, когда тот шел совершать богослужение в пещерный храм. Помимо Шагина, некоторые предыдущие крымские ханы также выказывали большое уважение этому святому месту.

С присоединением Крыма к России, в XIX веке начинается возрождение обители, и к 1850 году она была возобновлена.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов между нашей страной и коалицией из четырех держав (Англии, Франции, Турции и Неаполитанского королевства) и Первой обороны Севастополя 1854-1855, в общежитейных кельях, паломником доме и других помещениях монастыря размещался военный госпиталь. Тех, кого не удалось спасти, хоронили рядом. Так, на территории монастыря появилось кладбище русским воинам, погибшим в XIX веке. О дальнейшей тяжелой судьбе древней обители в кровавом ХХ столетии читайте тут.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх