Искусство в Херсонесе, часть 10

Искусство в Херсонесе было широко развито, несмотря на то, что город находился на окраине эллинистической цивилизации. Как говорили сами греки: «на кромке ойкумены». Богатство городища хорошо иллюстрируют нам музейные экспонаты. Античная культура значительно представлена скульптурой, живописью и коропластикой. Это неотъемлемые её атрибуты.

На фото показаны элементы греческого архитектурного искусства
Греческое архитектурное искусство

Источником вдохновения античных греков служила мифология. То есть на раннем цивилизационном этапе своего существования эллины имели теоцентрические взгляды. Все свои помыслы они направляли в русло божества. Ведь потомки Эллина были мореплавателями, а потому имели представление об известной доле опасности в пути и переменчивости «капризной» погоды. Они-то и возлагали свое упование на божественную силу. В конце концов, это более логично, чем надеяться на собственное «всемогущество», которого и в принципе быть не может.

Уже позже, когда нация устояла в трудностях своего существования и приобрела развитые формы, тогда склонилась в сторону антропоцентризма. Божественность и мифологичность постепенно ушли на задний план и в центре стал красоваться человек. К чему это привело? К постепенному моральному и нравственному разладу общества и, как следствие, военно-политическому упадку. На смену грекам пришли ещё не успевшие изнежиться римляне. Но об этом слегка позже.

Показано изображение: искусство в Херсонесе
Искусство в Херсонесе

Авторы нередко прибегали и к персонажам народного эпоса, историческим событиям. Но опять-таки, они были неразрывно связаны с деятельностью богов. Что нам могут показать херсонесские коропласты? Их мастерство приобрело довольно совершенные формы, пускай и не полностью идеальные. Археологи по сей день находят терракотовые статуэтки, лепные и глиняных скульптуры. Ученые отметили предметную изящность Афродиты, выполненной в традиционном варианте – полуобнаженной. Обнаружены терракоты лесного божества Пана, играющего на свирели, Силены, Зевса и прочих. Все эти вещи были созданы в пределах III в. до н.э.

Пожалуй, самое ценное, что нам оставили херсонесские коропласты, это фрагмент массивной статуи Геракла. От неё прекрасно сохранилось само туловище (торс). Искусствоведы называют этот артефакт вершиной коропластового моделирования. Думаю, им виднее. Найден также женский образ мифологической царицы Лидии – Омфалы. Именно ей Геракл был отдан в рабство, на что указал дельфийский оракул.

Искусство в Херсонесе не ограничивается перечисленными выше предметами. Музейные работники любят похвастаться фрагментом изящного монументального надгробия, хранящее в себе изображение головы юноши. Ученые фрагмент датируют IV веков до Р.Х. Она является наглядным образцом богатейшего мастерства изобразительного искусства древних греков. В написании картины была использована техника энкаустики. В портрете наблюдается пластичность, объемность, фону придана достаточная глубина. Юношеский образ одухотворен и наделен благородством. Прослеживается высокотехничная рука мастера. С этим артефактом мало что сравнимо.

Античный мир имел в своем распоряжении большое количество художественных центров. Полис Сикион в Пелопоннесе в IV в. до н.э. стал внедрять в жизнь определенные классические правила живописания. Именно там оформилась научная теория. Пожалуй, это первая художественная академия древности. Там знали и технику энкаустики. Без всякого сомнения, искусство в Херсонесе подверглось влиянию этого института.

 

Мозаичное искусство в Херсонесе

На фото: арфа
Арфа

Северный берег городища порадовал искателей напольной мозаикой, обнаруженной в одном херсонесском доме IV в. до н.э. Она выполнена из морской разноцветной гальки. Вырисовывается изящный фигурный рисунок, продумана палитра цветов. Все это указывает на опытную руку мозаиста. Каков сюжет мозаики? Мифологически-тематическая аллегория богини Афродиты, сделанной в виде изящного женского образа. Интересно, что художник нам рисует два образа одной и той же богини, каждый из которых наделяет определенными атрибутами. В них происходит сакрализация сущности божества.

Общий рисунок таков. Посередине чаша, а справа от нее расположена Афродита-Урания, т.е. «небесная». Ей греки придавали космические функции и мощь, пронизывающую весь видимый мир любви. Слева красуется Афродита-Пандемос или по-русски «всенародная». Она имела особенную популярность в Элладе. Атрибутами её были жизнь, весна, вечная юность, чувственная земная любовь. Хорошо известно, во что вылился этот культ вместе с примесью Дионисовых пиров. Лучше об этом и не вспоминать. И куда только делось прежнее целомудрие, столь ярко украшающее греческих женщин и девиц?

Подводим итоги

Слава Богу, Греция сегодня исключительно христианская страна. Сегодня институт женского девства у них стоит очень высоко, как в Грузии и Армении. Интересно, что в христианской символике голубь – «символ чистоты». Этот образ использовали и древние эллины, придавая ему такие же атрибуты. Только духовную чистоту, как-таковую, они мыслили немного в другом свете – искаженном. Голубь встречается и в описываемой нами мозаичной композиции. Там он царственно парит над чашей.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх