«Иосафатова долина» — старокараимское кладбище, расположенное невдалеке от средневекового пещерного городища Чуфут-Кале (Джуфт-Кале). Долина имеет одноименное название с более известной местностью в окрестностях Иерусалима. Именно там, согласно древнему преданию, должен произойти конечный Суд Божий. В память об этом, и дали название кладбищу. Кроме того, обнаруживается некое сходство между двумя долина, как об этом отмечают путешественники, из-за присутствия аналогичной башни у южного обрыва. По всей видимости, зодчие именно и преследовали данную цель – максимальную похожесть с подлинным библейским местом.
Захоронения раскинулись среди плотных зарослей безымянной балки. Органически вписывается в облик окружающей действительности каменная арка, сооруженная у входа и слегка поросшая местами мхом. Виднеются развалины сторожевого домика. Кладбище оборудовано дорожкой, пересекающее все пространство в западно-восточном направлении.
Мы попали в настоящий некрополь – город мертвых. В чаще кустарников необъятное количество надгробных плит, глубоко ушедших в землю, памятников, поросших лианой. Ранее, в описываемом месте росло большое разнообразие дубов крымских, пушистых, скальных. От общего числа великанов осталось пять их сородичей (в дальнем углу кладбища). Для караимского народа, эти деревья священные и вырубка их строго запрещалась. В караимизме даже сохранились некоторые предания и легенды, касающиеся многовековых гигантов. Само кладбище именовалось среди местных, по-началу, иначе: «Балта-тиймез», что значит — «топор не коснется».
Внешний вид надгробий разнообразен. Встречаются горизонтальные, вертикальные плиты, обелиски и многое другое. Здесь присутствуют особые памятники, установленные тем, кто вдали умер (о чем родственникам стало достоверно известно) и похоронен не здесь. Это — кенотафы (или на иудейский лад — «йол-таш» — придорожный камень). Подобная традиция появилась ещё у древних народов – варваров-скифов и эллинов.
Обнаруживающие себя надписи заставляют задуматься. Ведь оно преимущественно начертаны словами из Священного Писания. Даже не понимая языка, интуитивно ощущаешь их духовный смысл. Ведь человеческий язык – один, а в нем самом лишь одни наречия разных наций (вспомните рассеяние народов при строительстве «вавилонской башни» каинитами). Не все надписи написаны древнееврейским языком. Иногда встречается караимский контекст, но выполненный теми же буквами древнееврейского алфавита.
Среди могил конца XIX и начала XX веков, обнаруживается надгробие Фирковича (читайте «Усадьба Фирковича»). Именно этот ученый исследовал большую часть похоронный надписей, и собрал их в особый том, со временем изданный типографией.
Самые давние захоронения датируются серединой X столетия (всего их девять). К этому выводу пришел археолог Бабаликашвили. Кладбище, правда, изучено недостаточно (что является типичным положением для подавляющего числа археологических ценностей). Но в память сбережения своих артефактов, караимы делают немалый вклад по мере своих сил. Напомню, их осталось чуть более 1000. Нация на грани полного растворения с иными народами.
Иосафатова долина после опустения Чуфут-Кале
После опустошения Чуфут-Кале, некрополь не был оставлен бывшими местными жителями. Оно приобрело статут усыпальницы общенационального значения. Быть захороненным здесь было почетно. Поскольку преданию земле в описываемом месте в последние времена удостаивались только «высшие мира сего», то именно в конце позапрошлого столетия начали появляться дорогостоящие памятники, искусно выполненные из дорогого камня умелыми руками. Они украшены восточным орнаментом и богаты символики.
Вообще, Иосафатова долина находится в весьма живописном месте. Само это обстоятельство привлекала сюда не одну дюжину живописцев. Можно обнаружить (в том числе, и в интернет-сети) не одно количество полотен художественного образца, зафиксированных кистью творческих личностей. Например, Крамской писал образ «Христа в пустыне» по мотиву расположения кладбища.
Для нас интерес может представлять не только некрополь караимской общины, но и панорамный вид, если мы пройдем до конца кладбища и выйдем на скалу. Перед вашим взором во весь рост станут величественные и молодые Крымские горы. Опытный глаз подскажет вам направление самых высоких горных плато, таких как Роман-кош (самая высокая вершина полуострова), Чатыр-даг (её долгое время греки считали самой высокой, из-за дальней обзорности, соорудив на ней храм-часовню в честь Святого Духа), труднодоступная Бабуган-яйла, величественная Ай-Петринская яйла, горный массив Бойки и верхушка небезызвестного Тепе-Кермена.
comments powered by HyperComments