Апостол Андрей
Кстати, хочется отметить некоторую очень важную и даже ключевую деталь в жизни боспоритов – они постепенно начинают принимать проповедь первых благовестников Христа. Сохранилось церковно-историческое предание о том, что апостол Андрей проходил местами Пантикапей, Феодосийский регион, Херсонес и его окрестности. Появляется Христианство на Боспоре.
Священномученик Климент
После него, в тавро-скифские каменоломни высылают активного миссионера, четвертого епископа Рима – Климента. При нем образуется 70 христианских общинах. В донесениях императору Траяну было сказано, что если он не предпримет никаких попыток «в стабилизации ситуации в пользу отечественной языческой религии», то вера в «могущественных» богов вскоре искоренится в умах и сердцах таврийцев. Последующая казнь ученика апостола Петра положение дел не изменила – Христос уже воссиял в сердцах людей.
Христианство на Боспоре пускает благие корни
Началось активное строительство христианских храмов, сначала тайных – подземных, а потом, когда спасительная вера стала менее гонимой, — наземных базилик («василео» от греч. значит «дом царя», в нашем случае – Христа). Христианство на Боспоре пускает крепкие корни.
Трудности к распространению новой веры
Однако, помимо преобразования в религиозной жизни одних граждан, в другой части населения наблюдается тенденция к обратному. Например, начали прививаться чисто римские забавы – амфитеатры с присущими им гладиаторскими боями. Один из таких частично хорошо сохранился в Херсонесе (там афинский театр просто слегка перестроили).
Заметным было сарматское влияние. Это сказалось на ритуальных погребальных обрядах. Изменения видны были и в архитектуре, домостроительстве, скульптуре, художестве и живописи. Данные вкусы широко поддерживало пришлое варварское народонаселение, смешавшееся со скифами и частично таврами.
«Фиасы»
Появились политико-религиозные союзы, так называемые «фиасы». В них входили люди самого разного этно-вероисповедального слоя. Граждане объединялись для сохранения монархии, поскольку упадок полисной системы был очевиден. Образовывались своего рода общественные институты, где люди могли найти себе подобных и рассчитывать на определенную поддержку. Интересно, но именно эти союзы и подготовили необходимую почву для принятия христианства.
Оформление христианской общины
Открытые почитатели Спасителя появились на просторах Боспора ещё в III-IV веках нашей эры. К началу IV столетия полностью оформляется христианская община. Но число их было пока недостаточно значительным, чтобы как-то чувствовать себя более свободно. Спасительная вера здесь, как и в любых других уголках земного полушария, приживалось с трудом. Проходил длительный процесс осмысления людей своей роли на земле.
Помимо большого числа язычников, в Пантикапее была и иудейская община, которая даже более, чем первые, препятствовала распространению Евангелия. Хотя бывали и такие синагоги, которые почти всем своим составом принимали подлинного пришедшего в мир Мессию — Иисуса Христа.
comments powered by HyperComments