Благодаря принятию римлянами христианства, в корне стала меняться внутренняя жизнь граждан. Появились новые идеи, цели, идеалы, ранее неведомые языческому миру. На смену пиров и нравственного разгула приходит моральный осознанный христианский быт в Херсонесе.
Нательные крестики
Самым распространенным бытовым культовым предметом благочестивых христиан был нательный крестик. Причем к нему относились далеко не как к роскоши и не пытались им придать шее красоту. Крестики воспринимали либо как обереги, что является наследием старого языческого сознания, либо как предметы, важные и необходимые для христианина в деле постоянных воспоминаний страданий Христа и Его очистительной жертвы рода человеческого.
Крестики делали из всех подручных ресурсов, которые были в распоряжении у ремесленников. Встречаются серебряные, стеатитовые, яшмовые, бронзовые, привозные из Святой Земли перламутровые и прочие крестики. Кстати, обычай раздавать эти перламутровые предметы личного благочестия сохранился там по сегодняшний день.
Энколпионы
Встречаются двухстворчатые крестообразные большие «энколпионы», предназначенные для несения Святых Даров священниками либо другой ценной вещи, например, частиц мощей. Эти своеобразные «сумочки» носились поверх одежды. На них часто изображались Христос, Дева Мария Богородица, Ангелы и святые. Значительная часть элколпионов производилась в Сирии православными мелькитами.
Реликвиарии
Обнаруживают себя мраморные крышки реликвиариев, предназначающихся для хранения мощей. Их помещали под престолы храмов, которые освящал местный епископ.
Погребальный христианский быт в Херсонесе. Некрополиальные кресты
Находятся известковые надгробные кресты. Один из них, датируемый V-VI веками, гласит, что был поставлен в память святой мученицы Анастасии. Выходит, и в Херсонесе были свои местночтимые святые, пострадавшие за веру. А раз гроб датируется столь поздним временем христианизации, то выходит, что святая пострадал либо от рук окрестных варваров и была похоронена в городе, либо от рук самих херсонеситов, некоторая часть которых все еще оставалась упорной поклонению ложным богам. Был найден и более поздний надгробный крест в круге на двухступенчатом «голгофском» основании X — XII веков, на котором написано, что он поставлен в память «раба Божиего Георгия Мамсиа».
Почитание святых икон
Почитался не только крест, но и святые иконы. Особое почитание они получили после заседания Высшего Церковного органа – Вселенского Собора в 787 году в пригороде Константинополя – Никее. Это был по счету уже Седьмой Собор такого мирового уровня. Именно он постановил воздавать поклонение, «помимо Креста Господнего и святым образам Его, Пречистой Матери и святым». В слове «поклонение» в греческом оригинале подразумевается почитание, поскольку кланяться, равно как и воздавать божественные почести подобает только Богу.
Появляется большое количество бронзовых, стеатитовых, расписных и позолоченных икон, как правило заморского производства. Попадается талантливая рука Константинопольской и Фессалоникской школ.
Так, обнаружены иконы «Благовещения» и «Трех великомучеников» (святых Феодора Стратилата либо Тирона, Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского – оснобо почитаемых воинов в Греции). В последней иконе поверх угодников изображен Спаситель, держащий мученические венцы в руках. Представляет интерес привозная икона архангела Михаила. Обретен бронзовый образ Христа-Вседержителя (Пандократора) местного производства XII столетия. Так что христианский быт в Херсонесе без Божиего Образа в виде иконы представить просто невозможно. Ведь через Образ воздается почтение Первообразу.
Церковная утварь
В витринах музея представлены и более древние христианские святыни, относящиеся к VII-XIII вв. – это в первую очередь церковная утварь, которая использовалась во время богослужения: кадило, бронзовый диптих-помянник с позолотой, листы которого были из пергамента и многое другое.
comments powered by HyperComments