Начиная со второй половины VI столетия и оканчивая той же половиной следующего века, Херсонес посещает экономической и культурный подъем. Разворачивается активное строительство во всей феме, перепланируются городские кварталы, укрепляются снова и снова оборонительные сооружения. Начинается процесс создания совершенно нового полиса. Дело религию стороной не обошло, и это естественно. Появляется на свет особая христианская архитектура Херсонеса, столь много столетий вдохновляющая её созидателей.
В городище начинается активное строительство новых культовых сооружений для Новозаветной веры. Появляются крупные базилики, прекрасные крестообразные храмы, рельефные усыпальницы, миниатюрные часовни и многое другое. Всего на территории заповедника открыто более 60 культовых зданий.
Раннесредневековая христианская архитектура Херсонеса
На основе чего формировалась раннесредневековая христианская архитектура Херсонеса? Фундаментом послужили две школы – сирийская и малоазийская. Именно оттуда пришли в город традиции храмового зодчества. Но доминантой всеже стали столичные каноны, их авторитет был непререкаем. Все это было наложено на местную специфику.
Интересно, что во время строительства храмов, основной акцент делался именно на внутреннем обустройстве, а не на внешнем (вспомните, например, индуистские храмы, где все наоборот). Философский смысл этого заключался в том, что согласно христианскому учению, внутренний мир человека гораздо ценнее, духовно-богаче и разнообразнее его наружного облика. Под внешней «серой» оболочкой христианина скрываются Дары Святого Духа, Образ Христа, мир, небесная чистота. Душа должна обладать над телом, а не наоборот.
В базиликах создаются мозаичные полы по типичной византийской традиции. В мозаике также наблюдается особый умозрительный смысл, чтобы из разных частей собрать воедино единый образ. Это подобно тому, как если собрать человеку в своем уме разрозненные мысли в единый молитвенный помысел. На подобное способен лишь осененный благодатью Святого Духа, имеющий целомудренное (цельное мудрствование) сердце, которое пронизывается любовью к Богу, ближним и всем творениям.
Античное наследие прошлого
Христианская архитектура Херсонеса сохранила в себе некоторые элементы античности. Это наблюдается в архитектурном декоре, создаваемый на основе привозимого проконесского мрамора. Наибольшим убранством отмечались колонны, особенно их верхние части – капители. В этом особенно помог коринфский ордер. Встречаются и композитные феодосианские капители в виде ажурного аканфового листа с острыми мелкими зубцами. Последняя капитель по изяществу и красоте занимает первое место среди произведений византийских мастеров. Очень скоро на верхних частях колонн появляются скульптурные голов животных, цельнотелых птиц и прочее.
На свет появляется «импостная» капитель, на которую опиралась арка. Это дело уже чисто византийского характера. На сцену выходит похожая «кубовая» капитель, получившая широкое распространение, начиная с VI века. Они встречаются и в Херсонесе-Таврическом. Археологи находят также «конические» капители с округленными гранями. Их также стали украшать рельефными изображениями в виде «процветших» крестов, кипарисов, розеток и прочее.
Византийские мастера старались придать внутреннему убранству храма духовное богатство, что соответствовало бы понятию об Небесном Иерусалиме. Именно этот образ и пытались водворять в облик культовых построек. Все напоминало о величии Неба: арки, которые поддерживались великолепными колоннами, разноцветная мраморная плитка, изящная резьба по камню, орнамент, смальтовая мозаика, иконопись и другое.
comments powered by HyperComments