Христианизация Херсонеса, часть 30

Эдикты святых императоров

Эдикт, заключенный в Медиолане в период двоевластия императоров Константина Великого и Лициния в 313 году, прекращает гонение на христиан, объявляя их вероисповедание «дозволенным культом», вместе с существующим на тот момент язычеством. Таким, образом назревающая христианизация Херсонеса и всего государства стояла уже не за горами.

Феодосий Великий пошел ещё дальше, полностью запретив совершение какого-либо языческого обряда. Подобная практика стала наказываться уголовным преступлением. Изданный им венценосный Эдикт в 392 году стал похоронной песнью для язычества.

Фотография средневекового храма-часовни
Средневековый храм-часовня

В период правления императора Юстиниана I Великого, христианство впервые в Римской империи получило статус государственной религией. Государство стало вести свою внешнюю и внутреннюю политику, идя рука об руку с Новозаветной Церковью. Этот правитель продолжил курс своего недавнего предшественника Феодосия в том, чтобы вовсе искоренить язычество, как «вредоносное и пагубное, особенно для молодых неразвращенных душ». Он возложил на епископов юридическую ответственность в том, чтобы те возможными законными и доступными методами искореняли язычество, которое было ещё довольно упорным на северных рубежах державы и в Понте. Христианизация Херсонеса в том числе стояло на повестке дня. Кстати, для справки хочу добавить, что упоминаемые выше три императора, были канонизированы Православной Церковью (на тот момент ещё единой с Западом).

Кстати, сохранился текст Юстиниана, в котором он от имени Сената и всего римского народа повелевает столичным и провинциальным чиновникам «со всяческим усердием» доступными человеческими и законными методами, прибегая к помощи и наставлению епископов, стремиться расследовать «все нечестия языческого культа» для того, чтобы они более не совершались, как пагубные и наносящие вред окружающим. А тех, кто будет упорствовать в поклонении «ложным богам», наказывать по суду, «ибо таковые наносят разлад всему обществу».

Изображены остатки средневековой базилики
Остатки средневековой базилики

Христианизация Херсонеса в первые века

Херсонес, став неотъемлемой частью Ромеи, стал водворял в своих стенах те законы и нормы, которые были приняты центральным административным аппаратом. С IV века начинается христианизация Херсонеса, которая в общих чертах продлилась дольше, чем в других регионах. Это было связано с дальностей поселения от центра, где полицейский надзор был значительно меньше. Кроме того, жители северных регионов (а Крым таковым являлся по отношению к Константинополю) всегда более суровы и консервативны, а значит никогда не спешат принимать нововведения – им нужна раскачка.

Уже в конце III – и начале IV веков в некоторых погребениях полисных жителей встречается христианская символика и некоторые вещи с новозаветными надписями. В IV — V веках появляются первые христианские склепы на городском кладбище. В тоже время на загородном некрополе появляется первый официальный храм. Работники музея его знают, как «Малый храм на Загородном некрополе».

Археологи по сей день обнаруживают уникальные мраморных скульптуры IV — V столетий, ранее принадлежавших тем или иным храмовым комплексам. Они имеют раннехристианскую символику, например «Христос — Добрый пастырь» или «Чудовище пожирает рыбу» (образ злого духа, охотящегося на христианина). Встречается такое популярное изображение, как «Жертвоприношение Исаака», которое символизирует будущую Крестную жертву Иисуса Христа Искупителя. Найдены другие многочисленные рельефные фрагменты, которые были выполнены в технике «выемчатого фона», в которых дополнительно прорисованы в качестве фонового рисунка фруктовые деревья, рыбы, первая и последняя буквы древнегреческого алфавита — альфа и омега. Все это подтверждает начавшееся строительство культовых сооружений новой религии.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх