ХХ столетие — век репрессий. Свято-Успенский монастырь, часть 4

ХХ столетие — век репрессий и печально известных фактов. К началу описываемого времени на территории древнего монашеского общежития располагалось пять храмов: три пещерных и два наземных.

Пещерные храмы:

  1. Успения Пресвятой Богородицы (главный).
  2. Апостола и Евангелиста Марка.
  3. Св. равноапостольных Константина и Елены.

Наземные храмовые постройки:

  1. Кладбищенский храм св. вмч. Георгия Победоносца.
  2. Свт. Иннокентия Иркутского.
старая фотография Свято-Успенского монастыря
Дореволюционный Свято-Успенский мужской монастырь

Было несколько корпусов для братии, домик настоятеля, гостиница для паломников, обустроен фонтана, разбит на плато фруктовый сад, которые, несмотря на почти полную непригодность почвы, был самым плодоносимым на Таврической земле. Там была сооружена Гефсиманская часовня ещё в 1867 году. В обители проживали монахи и послушники в количестве более 60 человек. Монастырь располагал подворьем в городе Симферополе, построенным на средства благодетелей, а также имел киновию (скит) святой Анастасии, расположенный в долине реки Качи во Внутренней гряде Крымских гор.

В начале ХХ века, а именно в 1921 году монашескую обитель начинает спешно закрывать советская власть. Новые власти были сильно раздражены тем фактом, что монастырь помогал Белой армии и войскам Врангеля в ходе Гражданской войны. Когда последние корабли с беженцами покинули Россию, чекисты принялись за оставшихся белогвардейцев, духовенство, церковнослужителей и монашество.

В Крым приезжает печально-известный чекист Петерс, чтоб наводить советский порядок. У него было особое состояние души: временами его мучили нестерпимые головные боли и только убитый монах хорошо приглушал эту боль. Это невероятно, но факт: монахов Успенского монастыря убивали по одному ежедневно. И их не просто расстреливали… Остатки недобитых насельников сослали в лагеря, в том числе и в Соловки.

Схимников расстреляли сразу. Не тронули лишь одного престарелого схимника-монаха, который был почтенней возрастов всех других. Его заставили драить уборные для ЧК. Приняв это обязательство, как послушание, ниспосланное свыше, от Бога, он так драил туалеты начисто, что приходящие посетители приходили туда даже просто подышать. Не выдержав таких мук совести, вершителя правосудия сослали его в обезлюденный скит св. Анастасии – киновию Успенского монастыря, где он в одиночестве и затворе провел последние года своей жизни. Умер последний монах Крымского полуострова…

Чем все окончилось? ХХ столетие — век репрессий

Интересное совпадение состоит в том, что этот монах-отшельник умер в 1927 году. И именно в этом году случилось сильнейшее крымское землетрясение, после чего реки Крыма начали стремительно мельчать. Как предполагают ученые, реки Крыма не пересыхают, а уходят в толщи земли в результате сильного сдвига земной коры. Подтверждением этого служит большое количество огромных по площади подводных озер пресной воды, хотя кругом полуостров окружает соленое море.

Все имущество монастыря было разграблено, наземные храмы и колокольня — взорваны. Не смогли взорвать только пещерные храмы – скалы слишком крепкие. В бывших монашеских корпусах разместили трудовую колонию. Но после землетрясения 1927 года, сохранившиеся некоторые здания пришли в аварийное состояние и их решено было разобрать. Так, не сохранилось ни одной постройки, кроме домика настоятеля, в котором поселили лесного егеря для присмотра за лесом. Воистину, ХХ столетие — век репрессий.

фото: ХХ столетие - век репрессий
ХХ столетие — век репрессий

Во времена Великой Отечественной войны, на территории бывшей греческой обители, был размещен военный госпиталь. Тех, кого не смогли спасти, хоронили рядом. Таким образом, на территории монастыря появилось ещё одно кладбище уже советским воинам, погибшим от рук фашистов.

После войны, остатки скита были в полном запустении. Но вскоре, как это повелось в нашей стране, на местах бывших монастырей стали устраивать психоневрологические диспансеры. Эта участь не обошла стороной и великую святыню Тавриды.

Но уже в 80-х лечебное учреждение прекратило свое существование и даже не сохранилось здания для лечащего персонала. Возможно, местные жители разобрали по кирпичикам. Монастырь начинает возрождаться усилиями трёх монахов, прибывших по благословению с Одесского монастыря в 1993 году. Об этом читайте далее.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх