Херсонесская епархия (Херсонская) — древнейшая христианская епархия в Крыму, относящаяся к Константинопольскому Патриархату. Её центр находился в древнем греческом полисе Херсонесс (позже названный Херсоном) на территории современного Севастополя. Возникла данная церковно-административная единица ещё в середине IV века и по праву именуется, наравне с Боспорской, старейшей епархией Крымского полуострова. Упразднена во второй половине XV века.
Впервые в юридическом контексте Херсонесская епархия всплывает в 381 году во время проведения Второго Вселенского Собора. На нем епископ Херсонеса Еферий подписал орос (догмат, принятый на Вселенском Собором Православной Церкви). Изначально епархия числилась в провинции «Малая Скифия».
Подпись херсонесского иерарха стоит и под определениями Трулльского Собора, который проходил в конце VII века в 692 году. Там он значится, как епископ Херсонский из Дорантии (επίσκοποϛ Χερσώοϛ τήϛ Δόραντοϛ). Это говорит о том, что когда сарматы и скифы пали под натиском готов, и последние создали свое государственное образование на полуострове под названием «Дори» («Дорантос»), епархия древнего Херсона вошла в это административное образование (готы после принятия христианства не только заключили мир с римлянами и греками, но и сильно ассимилировались с последними).
Поскольку центр епархии находился в одном из ключевых городов Таврического полуострова, то она становилась все более значимой. Через несколько столетий, а точнее уже к VII веку, Херсонская кафедра именуется архиепископией, и имеет права на автономное управление. Херсонская кафедра встречается на 24-м месте в диптихе автокефальных архиепископий. Позже её место колеблется от 17 до 25. Херсонский епископ на продолжительное время оказывается на ранг выше других предстоятелей Таврики. Крымские епископы Боспорской, Сугдейской, Готской и Фулльской епархий идут по рангу следующими, а позже и вовсе уходят ниже, когда как архиепископ града Херсон сохранял свое прежнее высокое место долгое время.
Херсон не только приобретает с древности роль миссионерского центра Крымского полуострова, но и долгое время её сохраняет. На архиепископов этого города ложится ответственность за просвещение хазар и забота о новоявленных паствах в Хазарии, принявших крещение. Именно отказ от христианства в пользу иудаизма официальных властей нарушил хорошие отношения между двумя государствами (Византией и Хазарским каганатом) до конца.
Важным также является и то, что князь Владимир взял штурмом именно Херсон (на Руси его звали Корсунь) и именно в этом городе принял крещение со своей свитой. Русская православная Церковь принимает преемство от Константинопольских патриархов на крымской (современной севастопольской) земле.
Херсонесская епархия продолжает возвышаться, и к концу XIII века уже значится как митрополия. Подпись херсонского митрополита Феодора стоит под определениями Собора, созванного царьградским патриархом Иоанном в 1280 году.
Одновременно возвышаются сугдейские и готские епископы до статуса митрополитов. Слава Херсонеса начинает понемногу гаснуть из-за ряда политических и экономических причин. Вместе с ослаблением города, начинает понемногу задыхаться и митрополия. Местный митрополит не имел в подчинении ни одного епископа.
Из-за упадка города, херсонская кафедра некоторое время в XIV веке и вовсе была «вдовствующей» (не имеющей своего епископа). Она оказалась под омофором готского митрополита, но вскоре вновь приобрела своего архиерея.
В это время появляются в Крыму с середины XIII века венецианские, а очень вскоре генуэзские колонии. Их основными базами становятся Воспоро (нынешний Керчь, на месте понтийской колонии Боспор), Сугдейя (Судак) и Кефа (Феодосия). Будучи католиками, она с собой привозят, по благословению римских пап, миссионеров.
Немаловажная роль генуэзцев была отведена и Херсонской земле, хоть и не главенствующая. Став одной из генуэзских колоний в XIII столетии, город подвергается усиленной латинизации. После образования католической митрополии в Воспоро в начале XIV века, ей был переподчинен Херсонес, в котором латиняне также посадили своего епископа, подчиненного митрополиту. В тоже время был создан католический монастырь.
Усиленная миссионерская деятельность легатов папы привела к обращению алан из православия в католичество. Впрочем, далеко не все аланы последовали этому.
Местные миссионеры с Запада были активными сторонниками унии с греческой Церковью. В итоге, со временем была созвана Ферраро-Флорентийская уния XV веке, которая не была поддержана подавляющим числом духовенства и мирян. Сами многие епископы, подписавшие унию, со временем раскаялись и отозвали свои подписи. Уния не получила широкого распространения и очень скоро была забыта, не найдя поддержки в православных сердцах.
Херсонесская епархия в период овладения юго-западного Крыма генуэзцами
Овладение генуэзцами Херсона не означал полного искоренения православия. Да, епархия Константинопольского патриархата была в плачевном состоянии, но православные греческие приходы продолжали существовать в том же составе. Община сокращалась лишь из числа уехавших с обнищавшего города в другие места для жительства, а не из-за перехода в лоно Римской церкви. Так или иначе, даже когда отсутствовал православный епископ, епархия управлялась готским митрополитом.
К концу XIV столетия херсонский митрополичий удел вовсе обнищал. О последних митрополитах известно не позже середины XV века, и то некоторые из них, были униатами. Херсонесская епархия (митрополия) прекращается существовать, предположительно, в том же столетии. Возможно, еще некоторое время епископы соседних областей, по традиции, продолжали именоваться, в том числе, и «херсонскими», но это была лишь дань древней церковной традиции.
Мы вкратце познакомились с многовековой историей Херсонесской епархии. Давайте окунемся теперь в удивительный мир Боспора и его одноименного духовного центра. Вас ожидает нашествие гуннов, соседство скифов, готов, алан, сарматов и многое другое.
comments powered by HyperComments