Готская митрополия с центром в Мангуп-Кале, часть 2

Готская епархия становится все более значительной из-за ряда социальных, экономических и политических причин. Она, наряду с другими епархиями Крымского полуострова возвышается до степени архиепископии в начале X столетия. Данный статус получили сначала Херсонские и Боспорские кафедры, за ними Сугдейская и наша Готфийская. В списке автокефальных архиепископий она числится на 44-м месте после Боспорской архиепископии (Херсонская ушла значительно вперед). Таким образом, со временем появляется на свет Готская митрополия.

Фото Дори (Дороса) - столицы готов Крыма. Готская митрополия
Дори — современный Мангуп-Кале, бывшая столица готов Крыма

Хочется еще добавить, что незадолго до X века (предположительно в конце VIII — начале IX ст.), в Доросе устанавливается особый миссионерский митрополичий центр, который включал в себя семь епархий, раскинувшихся на территории Хазарского каганата. Он был создан для просвещения хазар и имел некоторый успех. Вскоре, после официального принятия хазарской знатью иудаизма, митрополия прекратила свое существование, ввиду практически невозможной ее деятельности за границами у инославной державы. Об этом и более читайте в разделе Доросская митрополия.

Просуществовав почти четыре столетия в качестве самоуправляемой епархии, кафедра получает наибольший статус для подчиненных патриаршему престолу – митрополию. Это произошло к концу XIII века во время правления императора Андроника II. К тому моменту уже стабилизировался единый центр молодого христианского княжества Феодоро. Столичный град по праву получает митрополита. Владыка Готии Софроний на Константинопольском соборе, проходившем в 1292 году, уже сидел в митрополичьей мантии.

Готская митрополия, временами, частично меняла свои границы, ввиду передела крымских епархий. Так было и с Херсонской, и Сугдейской.

На Таврическом полуострове существовали патриаршие центры и приходы, напрямую подчинявшиеся Константинопольскому высочайшему престолу – ставропигии. Такой патриаршей резиденцией, как ни странно, был Ялос (Ялита, Каулита, Джалита – все суть одно и тоже) – старое название города-курорта Ялты. К тому времени Ялта представляла из себя маленький торговый порт и небольшой рыбачий причал с раскинувшемся рядом крошечным поселком. Эту ставропигию под управление и получил митрополит Антоний с сохранением патриарших прав. По сути, готский митрополит дополнительно стал ещё экзархом Ялиты.

К 1427 году многие приходы, находившиеся ранее под омофором других епархий, перешли к готскому епископу. В XV столетии окончательно ослабевает Херсонская кафедра и она упраздняется, а её приходы были разделены между двумя епархиями: Готфийской и Сугдейской. После нашествия турков-османов на Тавриду в 1475 году, прекращает свое существование активно развивающаяся Сугдейская автокефальная архиепископия, поскольку захватчики сильно разрушили крепость и значительно перебили христианское население города. Выжившие приходы отнесли к формирующемуся единому христианскому центру на полуострове в столичном городе Доросе – Готфийской епархии.

На первых порах очень много было уничтожено христиан, особенно из числа знати. Многие церкви и монастыри, несмотря на официальную веротерпимость Оттоманской Порты, были поруганы и разрушены. Хотя политика по запрещению богослужений особо не проводилась.

Иерархи, Готская митрополия

Сохранились довольно хорошие сведения (в сравнении с другими крымскими епархиями) о Готфийской митрополии и её предстоятелях. Этому способствовал оставшийся список с именами православных митрополитов, прибывших из континента для служения на кафедре. Среди общего числа в определенных годах упоминаются следующие архипастыри:

Изображение древних готов
Древние готы
  • митрополит Антоний – XIV век;
  • митр. Феодосий – вторая половина XIV в.;
  • митр. Антоний – конец XIV в.;
  • некий почтенный иерарх посещает Стефана Броневского — последняя четверть XVI в.;
  • митр. Констанций (в 1587 году при нем закладывается церковь в деревне Бия-Сала; к этому времени, вероятно, все остальные крымские епархии прекратили свое существование, а их приходы переподчиняются готфскому митрополиту);
  • митр. Серафим — в 1635 году сообщает царю Михаилу о разорении Георгиевского монастыря на мысе Феолент (Фиолент) татарами;
  • митр. Анфим — 1639 год;
  • митр. Давид – председательствует с 21 октября 1652 года;
  • митр. Мефодий — председательствует с 15 ноября 1673 года;
  • митр. Неофит — председательствует с 13 мая 1680 года;
  • митр. Макарий — председательствует с 21 июня 1707 года;
  • митр. Парфений — председательствует с 23 декабря 1710 года;
  • митр. Гедеон — председательствует с 25 ноября 1725 года.

Готская митрополия приняла на себя честь миссионерского первенства на Крымском и Тмутараканском пространстве. Под её кров было включено 6 викарный епископий. Она была переименована в Доросскую митрополию, согласно тому месту, где находилась (Дори греки называли Доросом). О миссионерских успехах в деле просвещения язычников и хазар, читайте в соответствующей рубрике.

 

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх