Готская епархия с центром в Мангуп-кале, часть 1

Готская епархия (Готфская, Готфийскай) — раннесредневековая епархия Православной Церкви в Крыму под протекторатом Константинопольского Патриархата. Центр располагался в городе Дорос (Дори, он же Мангуп, Мангуш, Мангуп-кале). Окончательно оформилась в середине VIII века. Просуществовав тысячелетие, закат её наступил в 80-х годах XVIII столетия.

Изображение столицы готов в Крыму - Дори, в которой находилась Готская епархия.
Дори — готская столица в Крыму.

Церковно-административные округа было принятым называть либо по областному городу, либо по местности, либо по народу, населявшему данный район. Так получилось и с описываемой епархией. Свое имя она взяла от народа, пришедшего на Таврический полуостров, промыслом Божиим, и принявшим христианство в III — IV веках.

Готы поначалу были воинственными, в средней степени жестокими язычниками. Придя на Крымский полуостров, они получили замечательный плацдарм для грабительских набегов на обширные территории Священной Римской империи. Захватывали, помимо добычи, и многих пленных. Созомен на тот момент сообщал об многих плененных священниках, которые, живя между варварами, именем Христовым являли чудеса. По слову Спасителя о делах христиан, которыми Бог либо прославляется, либо хулится язычниками, многие похищенные давали пример благочестивой, чистой, богоугодной жизни. Все эти обстоятельства привлекли варваров к принятию Христианства. Встает вопрос: почему сейчас совершается не так много видимых чудес среди христиан, как раньше? Поточу что в этом уже нет смысла – люди приняли Христа.

Свидетели тех славных событий сообщают о том, что подавляющее большинство варваров («почти все») принимало христианство в период войн между римлянами и иноплеменниками, когда царствовал Гален, а после — его преемники. Великий каппадокиец, ученый, богослов, епископ и святитель, составитель Божественной литургии Василий Великий, сообщает об неком Евтихе, который распространял в среде крымских готов христианство.

Иоанн Златоуст, второй великий каппадокиец, отец Церкви, в своё архиепископство рукополагает клирика Унилу во епископа «для готов» в Крыму. На тот момент не существовала именно Готская епархия, а кафедра находилась в Боспоре, на тот момент состоящем под властью готов. Но клирики для новопросвещенного народа поставлялись изначально с принятием тех Богоспасаемой религии. Так, можно утверждать, что некоторое церковное образование было и у готов ещё с начала V века, поскольку Унила был поставлен в 404 году, хотя Доросская кафедра возникла официально лишь в VIII столетии в период ереси иконоборчества.

Готская епархия, истоки возникновения

Народ крымских готов окормлялся долгое время под омофором сначала боспорских епископов, а потом херсонских. В достоверность последнего сообщения служит тот факт, что в постановлениях знаменитого Трулльского собора, проходящего в 692 году, помимо многочисленных подписей первосвятителей, стоит и подпись одного епископа, названного Дорантским или «Херсонским из Дорантии» («επίσκοποϛ Χερσώοϛ τήϛ Δόραντοϛ»). У готов уже давно сформировалась собственная столица своей страны Готии под названием Дори (на греческий лад — Дорос). И этот город был под херсонской мантией. Некоторые приходы этого славного народа и вовсе состояли в Фулльской и Сугдейской епархиях.

При правлении императора Юстиниана Великом, в VI веке строится базилика Константина и Елены в столичном городе Дорос, которая состояла из одного нефа. , ставшая Впоследствии, она стала кафедральным храмом и расширилась до трёх нефов.

Картинка древних поселений готов
Стояночные поселения готов

Первый готский епископ упоминается в 754 году. Имя его неизвестно, но подпись оного стоит под определением иконоборческого собора. Как сообщается в житии св. Иоанна Готского, тот епископ вскоре был направлен по воли императора иконоборца на повышение в Гераклею Фракийскую. Готы не пожелали себе другого епископа, противника иконопочитанию и выбрали себе Иоанна — активного сторонника почитания икон в Православной Церкви. Поскольку на тот момент и константинопольский патриарх был сторонником ереси, тот святитель Готии направился на поставление в Грузию, в Мцхету, где сохранилось ортодоксальное христианство, к грузинскому православному католикосу. Хиротония состоялась по всем канонам Церкви. Так, Готская епархия увидела в своих рядах великого светила для всего христианского мира.

Подпись готского епископа, через своего представителя монаха Кирилла, стоит под оросом последнего Вселенского, Седьмого Собора, проходившего в Никеи по поводу ереси непочитания икон. Правда, в 1-м и 3-м заседаниях инок подписывается под епископа Никиту, а в 4-м под архиерея Иоанна (вероятно того самого святого). Возможно, до его поставления в Грузии, кафедру временно занимал достойный иерарх.

После, готская епископия возвышается до статуса архиепископии и митрополии. Об этом читайте дальше.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх