Вся античность городища сопровождалась рабовладельческой структурой с республиканской формой правления. Коллегиальные органы законодательной и исполнительной власти были выборными. Именно таковым было Государственное устройство. Клятва Херсонеса тому частичное подтверждение. Политический курс был четко регламентирован гражданскими правами и обязанностями.
Декреты и проксении
Совет от своего имени и имени народа мог выпускать декреты, касающиеся тех или иных сторон жизни полиса. Один из таких документов, который дошел до наших дней, является «проксения». Эта бумага даровала определенные привилегии тем иногородним лицам, которые сделали некоторые заслуги перед городом и его жителями. Так, найдена проксения, адресованная жителю Синопы Минофилу. Она датируется III веком. В ней говорится, что она дана ему за помощь херсонеситам, приезжающим в Понт.
Народный совет мог пожаловать не только особенные торговые льготы, но и право гражданства. Со временем, проксения была взята на вооружение дипломатами. С помощью неё они устанавливали прочные международные связи.
Без всякого преувеличения можно сказать, что важнейшим памятником социально-политической жизни античного города является найденная Клятва Херсонеса. Текст присяги был высечен на мраморной плите белого цвета. Сохранились не все её слова. Тем не менее, историки имеют на вооружении 57 строк. Написана клятва Херсонеса на древнегреческом языке. Прослеживается в тексте торжественный метрический слог.
Обретенная Присяга дает нам представление и жизни граждан. По всей видимости, она была составлена в момент тяжелой политической борьбы, когда демократические принципы могли исчезнуть безызвестно. Ученые предполагают, что одно время в полисе заняли власть люди тоталитарного мышления и способов действия, как это было со временем на Боспоре. В результате последовала реакция, продуктом которой и стала торжественная всенародная клятва. На острый внутриполитический кризис указывает и сам текст, в котором о собратьях эллинах говорится в негативном ключе. Подчеркивается полисная принадлежность граждан Херсонесу.
Первые слова обращены к Зевсу — верховному богу древних греков, считавшимся судьей всего мира. Потом идет речь к Гее — праматери всех богов и материальной Земли. Далее по списку вспоминается «всевидящий» и справедливый Гелиос. Первые три бога были главными и обязательными для эллинов. Их именами скреплялись союзы и договоры. Но помимо их, можно встретить и четвертое имя богини Девы. Это местное божество получило широкую популярность. Она считалась главной покровительницей Херсонеса. Неизвестно, откуда она появилась. Есть предположения, что данное «божественное» существо перешло в пантеон олимпийцев от местных тавров. Ниже приведен текст присяги.
Клятва Херсонеса
Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями Олимпийскими и героями, кои владеют городом, областью и укреплениями херсонеситов.
Я буду единомыслен относительно благосостояния города и граждан и не предам Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Прекрасной Гавани, ни прочих укреплений, ни из остальной области, которою херсонеситы владеют или владели, ничего никому, — ни эллину, ни варвару, но буду охранять для народа херсонеситов.
Не нарушу демократии и желающему предать или нарушить, не дозволю и не утаю вместе с ним, но заявлю демиургам, правящим в городе.
Буду врагом злоумышляющему и предающему или склоняющему к отпадению Херсонес, или Керкинитиду, или Прекрасную Гавань, или укрепления и область херсонеситов.
Буду служить демиургом, и членом совета как можно лучше и справедливее для города и граждан.
И ΣАΣТНРА народу охраню и не передам на словах ни эллину, ни варвару ничего тайного, что может повредить городу.
Не дам и не приму дара ко вреду города и сограждан.
Не замыслю никакого неправедного деяния против кого либо из граждан не отпавших и никому злоумышляющему не дозволю и не утаю вместе с ним, но заявлю и на суде подам голос по законам.
Не вступлю в заговор ни против общины херсонеситов, ни против кого-либо из сограждан, кто не объявлен врагом народу.
Если же я с кем-либо вступил в заговор или связан какою-либо клятвою или обетом, то нарушившему да будет лучше и мне и моим, а пребывающему — обратное.
И если я узнаю какой-либо заговор, существующий или составляющийся, то заявлю демиургам.
И хлеба вывозного с равнины не буду продавать и вывозить с равнины в другое место, но только в Херсонес.
Зевс, Гея, Гелиос, Дева и боги Олимпийские, пребывающему мне в этом да будет благо и самому и роду и моим, а не пребывающему — зло и самому и роду и моим; да не приносит мне плода ни земля ни море, женщины да не рождают прекрасных детей и да не…
comments powered by HyperComments