Городище Фуллы, часть 2

В городище Фуллы вступила нога просветителя всех русских и славянских земель – Константина Философа (святого равноапостольного Кирилла). Сюда прибыл он, возвращаясь в Херсонес (Корсунь, как его называли русичи) из Хазарии. Там известен произошедший следующий интересный случай.

Местное мужское население с течением веков сохраняло некоторые языческие обычаи своих предков, не смотря на то, что были крещены (но, как говорится, не достаточно просвещены). Они поклонялись гигантскому дубу, сросшегося своим стволом с фруктовой черешней. Женщин не допускали к поклонению, видя некий чисто мужской символ. Дереву даже дали мужское имя – Александр. Константин, увидя такое заблуждение «овец Христовой паствы», начал возглашать проповедь с обличительным оттенком. Широко известны ученость и риторские способности нашего просветителя. Его слова возымели свое дело. После увещевания святого, старейшина поселения поцеловал Евангелие и поклонился ему. Этому примеру последовали все остальные. Но судьба несчастного дерева, ставшее поводом к темному заблуждению, оказалась слегка печальной – его срубили.

Фотография: Крымское предгорье, городище Фуллы
Крымское предгорье

Вот те скупые данные, которыми мы располагаем на сегодняшний день. В конце концов, это лучше, чем ничего. По сей день ведутся споры, кто мог населять «потерявшийся» город? Основное предположение – аланы или готы. Но эту точку зрения критикуют тем, что вышеозначенные нации ко времени рождения святого Кирилла уже давно были просвещены светом Христова учения. А описываемый фулльский народ продолжал находиться мыслями и умом ещё в седой древности. Причем такая тенденция была повальной, несмотря на принятие православного крещения. Поэтому, иногда высказываются более радикальные мнения. Например, жителями Фулл могли быть гунны или болгары-степняки, недавно вошедшие в Ортодоксальную Церковь, а потому ещё остающиеся «костными» в своих заблуждениях. Есть версия, что город населяли хазары, так как с их каганата вернулся Кирилл.

В жизнеописании также говорится, что местное население говорило на фулльском языке. Об этом наречии точно нет никаких достоверных свидетельств. Может, все впереди? Дай Бог, чтоб мы узнали эту небольшую, но такую интересную и загадочную тайну.

Городище Фуллы и охоцирское епископство

В стародавних письменных источниках вспоминается некое охоцирское епископство близ Фулл, находящееся в составе Готской епархии, образованной первоначально для просвещаемых готов, а потом и для других варварских народов. В X веке в томасе епархий Константинопольской Церкви определенно упоминается среди прочих Фулльская епархия. Притом она занимает в первенстве чести весьма неплохое положение (у Льва Философа четко стоит на 36 месте). Так что городище Фуллы не было «вдовствующим», а имело своего христианского епископа.

Позже, епархия была объединена с соседствующей Сугдейской. В результате этого слияния, был образован единый административно-церковный округ – Сугдо-фулльский. Когда Крым был взят турками-османами в 1475 году, преследованию подверглись все немусульманские конфессии, особенно христианство, так как оно было доминирующим на полуострове.

Потеряв многочисленные храмы и монастыри, округа Церкви начали объединяться. Так, Сугдо-Фулльская епархия была присоединена к Кафской. А уже в 1678 году Кафско-Фулльская архиепископия слилась с Готской. Таким образов, из истории была вычеркнута не только древняя кафолическая епархия, но целый город, область и неизвестный народ со своим языком. Даст Бог, в будущем мы узнаем больше истины об утерянном пещерном городе.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх