Фуллы, часть 1

Фуллы (Фул, Фулла) — раннесредневековый город на просторах Крымского полуострова. Упоминается в агиографических источниках («Житиях святых») исповедника Иоанна Готфийского, равноапостольных Константина (Кирилла) и Мефодия. Исторический центр одной из византийских провинций. Сосредоточие духовной жизни древней Фулльской епархии Константинопольской православной Церкви.

Фото крымских гор, Фуллы
Крымские горы

Местонахождение города по сей день покрыто мраком неизвестности. Согласно одним данным, укрепление могло располагаться в южных (юго-восточных) местах крымского побережья, по соседству с современным курортным и винодельческим поселком Коктебель. Указывают, в основном, на холм Тепсень. Это сейчас самая популярная, хоть и поздняя версия. Она подтверждена археологическими находками, проводившимися 20-х и 50-х годах прошлого столетия. Например, фрагментарно найден фундамент большой трёхнефовой базилики. Ширина основания христианского храма настолько значительна, что является одной из самых больших на всем полуострове. Это говорит о значимости местного поселения в общекрымских масштабах.

Другая точка зрения, в Фуллах видит Чуфут-Кале, Кыз-Кермен либо другие пещерные города (всего насчитывается 15 пунктов). И здесь принципиальное отличие в местности. Если в первом случае мы имеем налицо припортовой город, то во втором – горную крепость. Это говорит нам о том, что мы почти ничего не знаем о Фуллах, раз даже не имеем представления об окружающей её местности.

Существует и совсем радикальное решение данного вопроса. Почему бы в Крыму не существовать нескольким Фуллам? То есть населенным одноименным пунктам? В самом деле, может так оно и было. Тем не менее, слава Богу, нам всеже что-то известно. И в первую очередь, благодаря церковно-историческим сведениям.

Фуллы в летописных источниках

Впервые упоминается поселение в дипломатическом письме, адресованном византийцами тюркам. В нем фигурирует важная особа, историк Менандр Протектор. Датировка труда соответствует последней четверти VI века.

Вторые сведения мы находим в «Житии Иоанна Готфского». Этот христианский епископ, борющийся с иконоборчеством, будучи выдающимся духовным деятелем, в свое время поднял восстание против хазарского гнета. Притесняемые массы его поддержали, а купленная знать его сдала властям-поработителям и восстание на время захлебнулось. Именно в Фуллы ссылают святого, а после, через море, в Амастриду. Согласно «житию», Иоанн исцелил в своем заточении ребенка одного местного вельможи, тело которого было полностью покрыто ранами.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх