Фуллы (Фул, Фулла) — раннесредневековый город на просторах Крымского полуострова. Упоминается в агиографических источниках («Житиях святых») исповедника Иоанна Готфийского, равноапостольных Константина (Кирилла) и Мефодия. Исторический центр одной из византийских провинций. Сосредоточие духовной жизни древней Фулльской епархии Константинопольской православной Церкви.
Местонахождение города по сей день покрыто мраком неизвестности. Согласно одним данным, укрепление могло располагаться в южных (юго-восточных) местах крымского побережья, по соседству с современным курортным и винодельческим поселком Коктебель. Указывают, в основном, на холм Тепсень. Это сейчас самая популярная, хоть и поздняя версия. Она подтверждена археологическими находками, проводившимися 20-х и 50-х годах прошлого столетия. Например, фрагментарно найден фундамент большой трёхнефовой базилики. Ширина основания христианского храма настолько значительна, что является одной из самых больших на всем полуострове. Это говорит о значимости местного поселения в общекрымских масштабах.
Другая точка зрения, в Фуллах видит Чуфут-Кале, Кыз-Кермен либо другие пещерные города (всего насчитывается 15 пунктов). И здесь принципиальное отличие в местности. Если в первом случае мы имеем налицо припортовой город, то во втором – горную крепость. Это говорит нам о том, что мы почти ничего не знаем о Фуллах, раз даже не имеем представления об окружающей её местности.
Существует и совсем радикальное решение данного вопроса. Почему бы в Крыму не существовать нескольким Фуллам? То есть населенным одноименным пунктам? В самом деле, может так оно и было. Тем не менее, слава Богу, нам всеже что-то известно. И в первую очередь, благодаря церковно-историческим сведениям.
Фуллы в летописных источниках
Впервые упоминается поселение в дипломатическом письме, адресованном византийцами тюркам. В нем фигурирует важная особа, историк Менандр Протектор. Датировка труда соответствует последней четверти VI века.
Вторые сведения мы находим в «Житии Иоанна Готфского». Этот христианский епископ, борющийся с иконоборчеством, будучи выдающимся духовным деятелем, в свое время поднял восстание против хазарского гнета. Притесняемые массы его поддержали, а купленная знать его сдала властям-поработителям и восстание на время захлебнулось. Именно в Фуллы ссылают святого, а после, через море, в Амастриду. Согласно «житию», Иоанн исцелил в своем заточении ребенка одного местного вельможи, тело которого было полностью покрыто ранами.
comments powered by HyperComments