Феодосия под властью Рима, как и весь Боспор, начинает восстанавливаться. Однако полисная система уже уходила далеко в прошлое. Общество теперь строилось на началах центральной верхушки. Самоуправление городов теперь играло незначительную роль. Основные моменты в жизни феодосийцев теперь играла наместническая власть, подчиненная Риму.
Рабский труд, как ни-странно, начал отходить назад. Все больше стал использоваться наемный труд. Интересно, что на бумаге Феодосия под властью Рима не состояла, как и Боспор, но фактически зависела от него. Общий подъем греческого государства не обошел стороной Феодосию, однако упоминания о ней начинаются встречаться все реже.
Тем не менее, пантикапейские цари продолжали носить титул, в название которого включалась и Феодосия. А в самом город для управления был поставлен царский наместник. Это звание очень почетное, и могло заниматься только придворными аристократами. Статус «Богом данной» в западной части Боспора был самым высоким (так же, как и Горгиппии, современной Анапы, на востоке). Эти два города по значимости стояли на второй строчке после Пантикапея.
Римская дипломатия упорна следовала принципу: «разделяй и властвуй». Такую же политику ослабления строптивых народов она проводила и в Крыму, постоянно сталкивая тавров, скифов и новичков сарматов с греками. А ведь раньше эти народы не только мирно сосуществовали друг с другом, но и увеличивали себе благосостояние.
Сарматское заселение
Многое изменилось и в этнической составляющей социума. Теперь в поселениях Таврики активно начали заселяться иные варвары – пришлые ираноязычные сарматы. Прошел обратный процесс в культуризации народов Крыма – варваризация. Эллинизм этим был затронут буквально во всех сферы своего бытия. Хотя и сарматы ощутили на себе значительное влияние греческой самобытности.
Сарматские вкусы нашли свое выражение, преимущественно, в домашнем и общественном строительстве, а также в погребальных обрядах, что является несомненно важным акцентов. Ведь если нечто воспринимается на религиозной почве, то это говорит о полной аккумуляции новой духовной культуры в прежнюю. Впрочем, греки позволяли себе большое свободомыслие. В этом помогала им широкая образованность. Варварские черты появляются также в ремесле и художественном искусстве.
Аланы
В конце I начале II столетий по Р.Х. на древние киммерийские степи приходит новая народность – аланы (отцы современных осетин). Они частично ассимилируются с сарматами. Вообще, эти два народа также, как и скифы, имеют восточные корни, а потому смогли легко найти общий язык между собой.
Известно, что аланы активно заселили Феодосию и сумели занять там даже господствующее положение. Это настолько стало явным, что даже название города сменилось. Теперь «Богом данную» называли на аланском наречии (по некоторым данным на таврском) — Ардабда, что значит «Семибожная». Это говорит о том, что греческий элемент практически уже отсутствовал в своей излюбленной гавани. Об этом свидетельствует в четвертом веке римский историк Аммиан Марцеллин. Варвары своей неисчислимой массой поглотили в себя сравнительно небольшой греческий контингент. Интересно, что «культ семи богам» был известен скифам и сарматам.
comments powered by HyperComments