Феодосия активно развивается и к концу V началу IV столетий значительно крепнет. Возводятся дополнительные оборонительные сооружения, улучшается буксировка воднотранспортных средств, укрепляются причалы, расширяются торговые площади, строятся здания культурного и религиозного характера (ввиду чего начался духовно-религиозный подъем), увеличивается жилой квартал, работают мастерские. Город постепенно преобразуется в Феодосийское государство.
Колонисты вывозят в Элладу и Средиземноморский архипелаг преимущественно зерно. На импорт шли и другие продукты сырьевого производства. Постепенно, налаженный контакт с соседствующими варварами, начал приносит неплохой доход. Между греками и скифами с таврами начался активный товарный обмен. Последние, поставляли в большом количестве местное сырье, и, в первую очередь, пшеницу, за счет этого обогащались. Продавали также скотоводческий продукт, меха, кожу и прочие богатства, которыми местная земля наделена. Богатела, в основном, знать и, следовательно, начала питать нужду к роскошным предметам быта и излишествам.
Поднимается материальное благополучие и эллинов (также неравномерно), поскольку они не пренебрегали снижать цену у поставщиков, чтобы потом в Афинах продать втридорога (кстати, такую же схему позже проделывали и афиняне, торгуя зерном в Риме). Появляется необходимость налаживания качественного экспорта. Феодосийское государство начинает нуждаться в дорогостоящих высококачественных изделиях. Импортом служило вино высшего сорта, украшения, ювелирные изделия и прочие прелести. Все это можно было приобрести у более развитых полисах Малой Азии и всего Средиземноморского бассейна.
Почему встреча новоприбывших колонистов на феодосийское побережье с местными жителями прошла по всей видимости мирно? Потому что последние не питали тяги к морю. У них отсутствовал, как-таковой, флот. Они не имели понятия о морской торговле, и вообще, горцы и степняки мало что, как-правило, понимают в судостроении, ремонте, и водной логистике. У них в генах сидело скотоводчество, кочевой образ жизни либо, напротив, слишком мирно-оседлый, как у тавров с их землепашеством, которое переняли скифы. Речи о купечестве в заморские страны и не было. Поэтому, они вынуждены были продавать иногда за заниженную стоимость плоды рук своих. Впрочем, оставались нередко ни с чем только самые несчастные низы общества, «в верху» чувствовали себя довольно превосходно.
Феодосийское государство, как проводник греческой цивилизации на варварские степи
Для варваров начинается некоторый цивилизационный сдвиг. Видя города и общественную жизнь, аборигены начинают пытаться строить свои крупные поселения. Близ Феодосии возводятся первые значительные варварские населенные пункты. Об этом свидетельствуют не только историки того времени, но и современные археологические экспедиции соответствующей местности. Так, найдено более десятка ранних поселений на окраинах современной Феодосии. Сама эллинская фактория превратилась в полноценное городское убежище со всеми свойственными ей характеристиками.
Нерополь
Как известно, рядом с поселением живых всегда появляется город мертвых – некрополь. Одним словом, кладбище. Дохристианские греки, как и римляне, гнушались трупов и воротили свой нос от покойников. Для них это все было нечистым. Лишь, с принятием через несколько веков христианства, они пересмотрели свои взгляды.
Акрополь
Большая часть построек самого полиса находилась на вершинах и склонах – в акрополе. Их легче было оборонять в случае осады. Львиную долю его занимал храмовый комплекс, состоящий из нескольких, рядом друг с другом расположенных, капищ, посвященным самым почитаемым богам. Неслучайно, в этой археологической местности, найдено множество терракотовых статуэток и сосудов, на которых были процарапаны имена кумиров.
comments powered by HyperComments