Дюрбе Джанике на Чуфут-Кале, часть 10

В северо-восточной части плато, недалеко от обрыва, на небольшой площадке стоит мусульманский мавзолей – Дюрбе Джанике на Чуфут-Кале, основанный чуть более пяти столетий тому назад — в XV веке. Он практически полностью сохранился и представляет из себя памятник сельджукского зодчества. Сооружение в своем роде монументально и имеет в основе восемь граней, украшенных миниатюрными колонками. Покрыта черепичной крышей.

Фото: Дюрбе Джанике на Чуфут-Кале
Дюрбе Джанике

К самому захоронению пристроен большой резной арочный портал. Внутри дюльбера на возвышении проглядывается, украшенное изящным орнаментом, надгробие с надписью покойницы. Она гласит, что в ней покоится прах принцессы Джанике-ханым, которая являлась дочерью хана Тохтамышы. Почила в 841 год по мусульманскому календарю (согласно христианскому летоисчислению, в 1437 году от Р.Х.).

Памятник овеян различными легендами. Согласно первой, Джанике погибла во время защиты родного города.  Легенда весьма интересна. Кроме того, образ смелой воительницы неодноразово припоминается в легендах крымского полуострова. Но данное представление трудно вписывается в общественное положение женщины-мусульманки. Менее популярная теория говорит о тяжелой и неизлечимой болезни дочери Тохтамыша. Самой популярное версией является то, что ханская любимая дочь недозволенно полюбила простого бея или генуэзского юношу-христианина, из-за чего бросилась с пропасти. Но все это бредни «сивой кобылы», поскольку данные вымыслы на корню разрушаются простыми историческими сведениями.

В чем же состояла взаимосвязь дюрбе Джанике на Чуфут-Кале с историческими событиями?

Как упоминалось, отец принцессы — великий золотоордынский хан Тохтамыш. Он был соперником Мамая – другого наследника на престол. Последнего разбили русские войска во главе Дмитрия Донского на Куликовом побоище. Став, практически единоправным вождем степей, он привел к Москве огромное войско в 1382 году. Но со временем, сам впоследствии был разбит страшным полководцем Тимуром, который нанес также немало бед христианской крови. Бежав в степи Киргизской области, там и бесславно погиб в начале XV столетия. Судя по дате, награвированной на гробе Джанике, становится понятно, что дочь своего отца пережила на три десятка лет. Неплохая такая «несостыковочка», однако. Так кто же возвел такой надгробный памятник для потомка сгинувшего в пустыре хана? На этот вопрос, скрупулёзно собирая сведения из источников мусульманских общин, попытаемся ответить.

Сама Джанике ещё до смерти отца была выдана замуж за могущественного ногайца, эмира Едигея. Фактически, он контролировал поволжскую степь. Как бы там ни было, но он не имел права наследовать общий престол. Такая возможность у него появилась, заручившись брачными узами с чингизидкой потомственной крови — Джанике.

В конце XIV века, переметнувшись к правителю самаркандских земель Тимуру, Едигей встал против своего тестя Тохтамыша. Раскрутилось полномасштабное соперничество за власть на пространствах огромной Орды, начиная от Крыма и кончая Хорезмом. Терпя неудачу и испытывая ярость за предательство собственного зятя, Тохтамыш в гневе убивает одну из своих трёх жен Тогайбек, которая являлась родной матерью Джанике. Кому он таким образом хотел отомстить, непонятно.

Фото: гробница Джанике-ханым
Гробница Джанике-ханым

Связь дюрбе Джанике на Чуфут-Кале с историческими персонажами

Есть сведения, что Джанике совершила хадж (паломничество) в Мекку – священный город многих мусульман. Это было целой новостью для исламского мира, поскольку на такое дело решались, в основном, мужчины. Это произошло в 1416 г. и четко отмечено историками. Например, Эласкалани пишет известия о прибытии вельможной паломницы в сирийский Дамаск. Её сопровождали триста воинов-всадников и караван других пилигримов.

Позже, Едигей в 1420 году бьется с крымским ханом Кадыр-Бердой и его войском, который был младшим сыном покойного Тохтамыша от черкесской наложницы. Оба непримиримых врага погибли в бою. Поскольку Кадыр был сводным братом Джанике, то она умоляла своего мужа не убивать её родственника, которому на тот момент было всего три года, и спрятала его подальше от враждующих глаз (скорее всего, в Кырк-Оре).

Потеряв сначала матерь, потом отца, а после в одночасье своего супруга и сводного брата, Джанике перебирается в Кырк-Ор – на свою родину (её матерь оттуда). После гибели своего брата, она стала старшей в Тохтамышевском роду. Судя по всему, за ней упрочилась власть над большею территорией Таврического полуострова и, возможно, за пределами его. Так, она мирно скончалась в 1437 г. и её, как правительнице, в её родном городе был воздвигнут мавзолей. Так появился Дюрбе Джанике на Чуфут-Кале.

Как видно из последующих событий, она умело сделала ставку в сторону возникновения нового самостоятельного государства на территории Крыма. Поддержав другого чингизида Хаджи-Гирея, она и себе мирное существование обеспечила, и сама борьба за власть вскоре прекратилась между соперниками. Появился новый род, царь и власть. Именно поэтому линию крымских ханов возводят к Тохтамышу. Вероятно, через активное посредничество его дочери.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх