Византийская империя сильно ослабела в результате борьбы с исламскими войсками, но последний удар нанесли не последователи Аллаха, а западноевропейские крестоносцы. Под их мечем многовековая Византия окончательно потеряла свою былую мощь и распалась на несколько независимых государств. Вскоре, Константинополь окончательно пал и на руинах древнего государства, встает небольшое православное греко-готское княжество Феодоро, раскинувшееся на берегах Черного моря в Таврической земле. Оно и воспримет в себя всю полноту византийской традиции. Какова же была Древняя жизнь на Мангуп-Кале людей?
Остатки разрозненных феодальных образований греков и готов объединяются под одной фамилией – династии феодоритов, господствующее в городе Мангуп, которая имеет греческое (по некоторым данным армянское происхождение). В их жилах текла прославленная кровь двух династических семей – Комнинов и Палеологов. Изначально, вокруг этой семьи объединились в том числе и южные приморские земли, начиная от современной Балаклавы вплоть до Алушты. Но как уже было описано выше, эти территории были переподчинены с помощью силы Генуи. Единым политическим, социальным, культурным и политическим центром становится старинный средневековый город-крепость Дорос. Древняя жизнь на Мангуп-Кале общества выходит на новый уровень.
Хочется заметить о периоде существования южных земель в составе феодоритского княжества, как о времени благоденствия и развития. Религиозный, культурный, социальный и экономический подъем посетили Богом данную Крымскую землю. Но эта радость просуществовала сравнительно недолго. Постоянная угроза с востока и севера уже со стороны золотоордынских улусов и силовая колонизация Причерноморья Генуэзским королевством положила быстрый конец положительной тенденции. Но дух православия продолжал укрепляться в юго-западной части полуострова. Именно ортодоксальное христианство смогло сплотить весь народ рядом с правящей династии Гаврасов, стремившихся к константинопольскому духу. Окончательно оформляется центр этого духа на горе Мангуп в одноименной средневековой городской крепости. Основывается множество церквей и монастырей.
После захвата восточной части Византийской империи турками-сельджуками, монахи горной Каппадокии, спасаясь от преследований, смогли найти убежище в крымском греко-готском княжестве. Массово эмигрировали и анийские армяне с города Ани и его обширных окрестностей. В этот период образовывается немало армянских общин со своими религиозными традициями, церковным зодчеством, торговым и ремесленным умением. С армянами существовала долгая и тесная дружба с Новым Римом, несмотря на христологические и другие разногласия в Христовой вере. Рядом с греками, готами и потомками аланов, основной составляющей христианского населения полуострова составляли уже и армяне.
Высоко развито было сельское хозяйство — основа экономики практически любого царства старого мира. Сохраняя традиции прошлых лет, местные христиане были превосходными не только виноградарями и виноделами, но и огородниками и садоводами. Основа, все же, оставалась за виноделием. Не было ни одного маломальского населенного пункта, в котором не присутствовал тарапан (винодавильня) и хранилище для вина. Такова была древняя жизнь на Мангуп-Кале и не только.
Ремесло и гончарное дело. Древняя жизнь на Мангуп-Кале
В ремесленном деле, феодориты полностью обеспечивали себя продукцией гончарного, ткацкого и кузнечного производства. В этом не уступало и строительное ремесло, достигшее высоких рубежей в деле умений и навыков. Об этом можете судить сами, приехав самостоятельно либо на экскурсию в окрестности Мангупа. Величественная средневековая цитадель, слегка сохранившаяся до наших дней, смогла отстоять город от набегов орд Ногая и хана Эдигея. А также долго удерживала амбиции католиков-генуэзцев и крымских ханов, позже обосновавшихся в северо-восточном Крыму.
На протяжении своего расцвета, славное княжество было населено не менее 150 тысячами человек. На тот момент для такой небольшой территории – очень хорошая цифра. Несмотря на разнообразие этносов христиан (греки, готы, потомки алан, армяне, немногочисленные славяне), широкое распространение получил готский язык (один из диалектов немецкого языка). Это наречие прекратило свое существование лишь в XVIII, когда готы были окончательно ассимилированы местными народами (в т.ч. и насильственным путем со стороны подданных исламской оттоманской Порты). Именно в том столетии были зафиксированы последние семьи и жители некоторых деревень, носящих резко контрастные от всех черноволосых жителей светлые, белые волосы, имея в своем обличии голубые, а не черно-карие глаза. Древняя жизнь на Мангуп-Кале отличалась высоким этническим разнообразием.
Две другие государственно образующие нации княжества – греки и армяне, ушли из Крыма, чтобы сохранить свою веру, жизнь, семью, национальное самосознание, этнос, быт и культуру. Потомки алан окончательно, как и готы, перемешались с многочисленным пришлым новым населением. Хотя немало семей алан и готов также переселились с армянами в Ростов и с греками на Приазовье. Эти народы также сыграли свою немаловажную роль в развитии Российской государственности. Немного позже, когда манифестом Екатерины II Таврический полуостров был включен в состав Российской империи, многие греческие семьи вернулись вновь в свою любимую Готию. Жизнь людей в Мангуп-Кале не возобновилась, но её сыны и дочери теперь проживают на необъятных просторах всей русской земли.
Былая жизнь рядовых граждан не обходилось без своих правителей. Кто же правил крымской землей на протяжении многих лет, читайте здесь.
comments powered by HyperComments