Древнегреческое искусство в Феодосии, часть 35

Раскопки на Карантинной балке и Тепе-Обе позволяют нам понять древнегреческое искусство в Феодосии, его уровень мастерства еще времен архаики. Перед нашим взором встают различные памятники, интересные своим необычным контуром, стилем создания. В различных музеях хранятся высококлассные ювелирные изделия: браслеты, кольца, серьги, ожерелья, булавки, подвески, одежные пряжки и бляшки.

Нередко встречаются высокохудожественные произведения, состоящие из металла. Так, учеными была обнаружена близ нынешнего села Виноградное, небольшая скульптурка царя Сатира. Она выполнена из бронзы, предположительно на рубеже III — II веков до Р.Х. Стиль производства возводят к пергамской школе.

Картинка: Древнегреческое искусство в Феодосии

Глиптика

Феодосия была богатой произведениями из глиптики. Она представляла из себя резьбу по минералу. Как-правило, это «интальи» — углублённое в материал изображение. Подобные вещи эллины применяли в роли печатей. Кроме того, подобным образом делали амулеты и простые украшения. Можно встретить «выбитые» божества, персонажи мифологии, мужские и женские фигуры, а также животных и птиц.

Терракот

На картинке показана расписная амфора
Расписная амфора

Изготовление глиняных скульптурок – терракот, стаяло и вовсе на высоте, поскольку эта ниша была недорогостоящей. Такой «обиход» в доме мог позволить себе любой гражданин, даже с совершенно скудными достатками. Интересно, что эта утварь служила не только для украшения домашнего уюта, но и часто жертвовалась в угоду богам в языческие храмы. Ими обставляли алтари и святилища. Клали их даже в могилы усопшим.

Фигурки были самыми разнообразными, начиная от божеств и кончая известными людьми (царями, полководцами, выдающимися воинами и т.д.). Этих народных любимцев стали изображать как богов. Примечательно, что впервые массовую популярность актеры приобрели именно у греков. У других народов эта артистическая профессия была, как-минимум, не в почете (например, рабы, проститутки и актеры не имели права на получение римского гражданства).

Существовали керамические формочки для отлива статуэток. Это говорит о массовости производства. Встречаются и театральные маски. Самыми красивыми терракотами по праву считаются женские фигуры. Их греки старались особенно изящно делать. Терракотовое древнегреческое искусство в Феодосии удивляет своей гибкостью и пластичностью.

Кровельные детали

Обнаруживают себя и кровельные архитектурные керамические детали, украшавшие крышу. Это, в первую очередь, коньковые и угловые скульптурные акротерии. Они имели самую разнообразную форму, от женского божества с рогами на голове, до стоящих в полный рост купидонов. Любили греки изображать «рогатую женщину» не спроста. У них сохранился миф об Ио — возлюбленной верховного Зевса, которую жена его Гера от ревности превратила в корову. Отсюда и рожки на прекрасной особе. Часто акротерии венчали крыши капищ или общественных сооружений.

Глиняные медальоны

Делали древние эллины и различные глиняные медальоны, с изображением богов, сцен из охоты, семейных очагов. Подобные артефакты найдены в одном феодосийском погребении (числом в семь штук).

Древнегреческое изображение - картинка

Посуда

Древнегреческое искусство в Феодосии распространилось и на столовые приборы. Посуду колонисты всячески украшали. Она была богато изрисована рельефными композиционными рисунками из цветной глины. И снова в ход шли мифы и бытовые сцены, т.е. то, что видели и во что верили. В Феодосии обнаружено значительное число афинских ваз, как чернофигурных, так и краснофигурных (классика вазописи Эллады). Популярны были «пелики» — широкогорловые вазы. Привлекает внимание и каменная пластика, представленная незначительным количеством экземпляров.

Многие описываемые образцы сохранились и по ныне находятся в фонде краеведческого музея города Феодосии. Но не только в Крыму представлены экспонаты той эпохи греческого колонизма. Их имеется возможность увидеть воочию в музеях Одессы, Киева, Москвы и Санкт-Петербургского эрмитажа.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх