Доросская митрополия. Центр миссионерства хазар

Доросская митрополия – епархия Вселенской Православной Церкви, времен VIII – IX веков, относящаяся к Константинопольскому патриархату. Была образована в результате обращения хазар в христианство. Основной целью образования церковно-административного округа была миссионерская деятельность. В основе митрополии находилась Готская епископия с центром в столичном граде Дорос (прежняя готическая Дори, нынешний Мангуп-Кале).

Фото крепостей княжества Феодоро. Доросская митрополия
Крепости княжества Феодоро

Для христиан Хазарии была создана единая церковная организация для всей страны. Епископская кафедра Готии для миссионерских нужд была переделана в митрополию, в которой заключилась церковно-административная власть для семи епархий. Три кафедры были наречены по имени народов, для который они, в первую очередь, предназначались, а четыре — согласно названиям городов.

Включала новообразованная митрополия 7 епархий:

  • Хоцирская
  • Астильская
  • Хвалская
  • Оногурская
  • Ретегская
  • Гуннская
  • Таматархская

Хоцирская епархия — находилась рядом с крепостью Фуллы и рекой, носящей имя «Черная вода» — Харасиу (Карасу). В позднем средневековье, существовал город на этой реке – Карасу-базар (дословно «рынок на черной воде»). Сейчас это Белогорск. Название берет от более старого самоназвания хазар — акациры (хациры). Вполне возможно, что она охватывала всех хазар-христиан, проживающих в Крыму.

Астильская – больше всего предположений сходятся на том, что кафедра находилась в столице всего Каганата —  Итиле, расположенным на Волге.

Хвалская – находилась, вероятно, вне господства Хазарского каганата. Сравнивают с городом Хвалис, который раскинулся на берегах Каспийского моря, относительно недалеко от Итиля и Семендерема.

Оногурская – названа в честь племени оногуров, проживающих на востоке от Азовского побережья.

Ретегская – согласно мнению некоторых ученый, Ретег – это река Терек.

Гуннская – до появления митрополии, возможно существовала и более ранняя епархия, поскольку в здешних местах язычникам гуннам проповедовали Евангелие Кардост и Макар.

Таматархская – одноименная с городом Таматарха, что на Тамани.

Доросская митрополия вне римских границ

Доросская митрополия (на Мангуп-Кале) – первая церковно-административная единица Византийской империи, которая была образована вне границ исконных римских территорий. Уже после появились на свет другие «заграничные» епархии, как Аланская и Русская.

Картинка: Хазарский каганат в пик своего рассвета
Хазарский каганат в пик своего рассвета

Почему кафедра располагалась именно в Доросе, а не на Басфоре, например, неизвестно. На этот вопрос сейчас вряд ли кто даст ответ. Вероятно, епископы Готии «по праву чести» в то время стояли уже выше боспорских и некоторых других, поскольку сам Пантикапей – столица Боспора, временами сильно разрушался из-за натиска мигрирующих кочевых племен, таких как гунны.

Де Боор издает в 1891 Парижскую рукопись, которая была написана ещё в XIV веке. Там и обнаружены списки византийских епархий. Именно на этот документ ссылается большинство исследователей. Но изложенная там информация, тоже, нередко, бывает скудна. Так, например, ничего не известно о времени учреждения описываемой нами миссионерской митрополии. Но с уверенностью можно сказать, что кафедра была учреждена не ранее 787 года, и не позднее конца IX столетия.

В нотиции Боора, Доросская митрополия стоит на 37-м месте в череде митрополий. Сам ученый относит изданную нотицию ко времени VIII — начала IX века. В ней подтверждается существование семи епископий, расположенных на огромном пространстве вплоть до столичного каганского Итиля у реки Волга. Но в последующих документах, вплоть до X столетия, Готская епархия нигде уже не упоминается. Остается лишь гадать о судьбе митрополичьего округа. Возможно, митрополия на Мангуп-Кале и вправду существовала весьма непродолжительное время.

К X веку миссионерское детище было упразднено, ввиду принятия официальными властями каганата, позже, иудаизма. В любом случае, труды иерархов Константинопольского престола прошли небезызвестно. Не смотря на повсеместное принятие верхушкой иудаизма, многие подданные Хазарии, не относящиеся к высшему слою общества, были крещены в православие, а крымские хазары и вовсе стали тяготить к Византии. Так что Мангупе сыграла свою положительную роль. «Люди, сидящие во тьме, увидели свет великий». Тоже случилось много столетий назад и с хазарскими народами, как это до сих пор еще происходит с другими нациями нашего Земного полушария.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх